Рахманинов. Чайковский. Рыцарская опера

Общение с Чайковским — очень теплое и дружеское, несмотря на тридцатитрехлетнюю разницу в возрасте, — повлияло на художественное мировоззрение Рахманинова. На протяжении всей жизни композитор боготворил своего старшего коллегу, а тот, в свою очередь, отмечая огромный талант Рахманинова, с восхищением признавался: «Я предсказываю ему великую будущность».

Премьера одноактной оперы «Скупой рыцарь» по одноименной поэме Пушкина, входящей в цикл «Маленькие трагедии» — второй в творческом наследии Рахманинова, — состоялась в 1906 году в Большом театре.

Либретто написал сам композитор, практически ничего не изменив в тексте поэмы, а лишь немного сократив его. Рахманинов последовал путем старших коллег, создававших оперы на неизменные пушкинские строки, среди которых «Каменный гость» Александра Даргомыжского, «Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова, «Пир во время чумы» Цезаря Кюи.

Опера «Скупой рыцарь» пронизана глубоким трагизмом. Подчас ведущая роль в создании образов действующих лиц и в целом атмосферы оперы принадлежит оркестру. Римский-Корсаков отмечал: «В музыке оперы есть весьма сильные, яркие драматические моменты. Сцена Барона, любующегося накопленным золотом, замечательна. Главное внимание композитора  в оркестре, а вокальная партия как бы приспособлена к нему».

Еще во время репетиций «Алеко» — первого оперного творения Рахманинова, — написанного на текст пушкинской поэмы «Цыганы» и поставленного в Большом театре в апреле 1893 года, Чайковский высказал пожелание, чтобы опера молодого композитора, недавнего выпускника Московской консерватории, шла в один вечер с его оперой «Иоланта» — выдающимся сочинением русской музыки.

С историей о слепой и позднее прозревшей принцессе, имеющей исторический прототип времен Средневековья, композитор познакомился, прочитав пьесу датского драматурга Хенрика Херца «Дочь короля Рене». Чайковский вспоминал: «Сюжет “Иоланты” очаровал меня своей поэтичностью, оригинальностью и обилием лирических моментов».

Премьерный спектакль «Иоланты» — шедевра оперного искусства — прошел на сцене Мариинского театра в 1892 году вместе с балетом «Щелкунчик», также показанным впервые. Московская премьера «Иоланты», представленная в один вечер с оперой «Алеко» Рахманинова, состоялась в ноябре 1893 года – уже после кончины Чайковского.

В программе, которая проходит в рамках фестиваля «Рахманинов и опера в Эрмитажном театре», посвященного 150-летию со дня рождения великого композитора, прозвучат фрагменты оперы «Скупой рыцарь» и оперы «Иоланта». 

ПРОГРАММА:

I отделение

С. Рахманинов

Опера «Скупой рыцарь» (1905), ор. 24,

Увертюра

Монолог барона

Финал

 II отделение

П. Чайковский. Сцены из оперы «Иоланта» (1891), ор. 69

 

Симфонический оркестр Санкт-Петербурга

художественный руководитель и главный дирижер

народный артист России Сергей Стадлер 

Режиссер — Ирина Фокина

Солисты Петербург-концерта

Ансамбль солистов «Рождество»

Художественный руководитель – заслуженная артистка России Ольга Ступнева 

Ансамбль «Барыня»

Руководитель ­— заслуженная артистка России Татьяна Тимохина

Продолжительность — 1 час 40 минут без антракта 

Эрмитажный театр
Дворцовая наб., д. 34
1 июля
Суббота
19:00