Afisha
Рахманинов. Чайковский. Рыцарская опера
Общение с Чайковским — очень теплое и дружеское, несмотря на тридцатитрехлетнюю разницу в возрасте, — повлияло на художественное мировоззрение Рахманинова. На протяжении всей жизни композитор боготворил своего старшего коллегу, а тот, в свою очередь, отмечая огромный талант Рахманинова, с восхищением признавался: «Я предсказываю ему великую будущность».
Премьера одноактной оперы «Скупой рыцарь» по одноименной поэме Пушкина, входящей в цикл «Маленькие трагедии» — второй в творческом наследии Рахманинова, — состоялась в 1906 году в Большом театре.
Либретто написал сам композитор, практически ничего не изменив в тексте поэмы, а лишь немного сократив его. Рахманинов последовал путем старших коллег, создававших оперы на неизменные пушкинские строки, среди которых «Каменный гость» Александра Даргомыжского, «Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова, «Пир во время чумы» Цезаря Кюи.
Опера «Скупой рыцарь» пронизана глубоким трагизмом. Подчас ведущая роль в создании образов действующих лиц и в целом атмосферы оперы принадлежит оркестру. Римский-Корсаков отмечал: «В музыке оперы есть весьма сильные, яркие драматические моменты. Сцена Барона, любующегося накопленным золотом, замечательна. Главное внимание композитора — в оркестре, а вокальная партия как бы приспособлена к нему».
Еще во время репетиций «Алеко» — первого оперного творения Рахманинова, — написанного на текст пушкинской поэмы «Цыганы» и поставленного в Большом театре в апреле 1893 года, Чайковский высказал пожелание, чтобы опера молодого композитора, недавнего выпускника Московской консерватории, шла в один вечер с его оперой «Иоланта» — выдающимся сочинением русской музыки.
С историей о слепой и позднее прозревшей принцессе, имеющей исторический прототип времен Средневековья, композитор познакомился, прочитав пьесу датского драматурга Хенрика Херца «Дочь короля Рене». Чайковский вспоминал: «Сюжет “Иоланты” очаровал меня своей поэтичностью, оригинальностью и обилием лирических моментов».
Премьерный спектакль «Иоланты» — шедевра оперного искусства — прошел на сцене Мариинского театра в 1892 году вместе с балетом «Щелкунчик», также показанным впервые. Московская премьера «Иоланты», представленная в один вечер с оперой «Алеко» Рахманинова, состоялась в ноябре 1893 года – уже после кончины Чайковского.
В программе, которая проходит в рамках фестиваля «Рахманинов и опера в Эрмитажном театре», посвященного 150-летию со дня рождения великого композитора, прозвучат фрагменты оперы «Скупой рыцарь» и оперы «Иоланта».
ПРОГРАММА:
I отделение
С. Рахманинов
Опера «Скупой рыцарь» (1905), ор. 24,
Увертюра
Монолог барона
Финал
II отделение
П. Чайковский. Сцены из оперы «Иоланта» (1891), ор. 69
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
художественный руководитель и главный дирижер
народный артист России Сергей Стадлер
Режиссер — Ирина Фокина
Солисты Петербург-концерта
Ансамбль солистов «Рождество»
Художественный руководитель – заслуженная артистка России Ольга Ступнева
Ансамбль «Барыня»
Руководитель — заслуженная артистка России Татьяна Тимохина
Продолжительность — 1 час 40 минут без антракта
-
Сергей СтадлерХудожественный руководитель «Петербург-концерта» и главный дирижёр Симфонического оркестра Санкт-Петербурга
-
-
Ольга Ступневахудожественный руководитель филармонической деятельности, руководитель ансамбля «Рождество»
-
-
Государственный ансамбль танца «Барыня»ансамбль песни и танца
-
Ирина Фокинарежиссер