Афиша
День Шнитке
1 декабря в 13.00 в Екатерининском собрании состоится круглый стол «Альфред Шнитке: между мирами и эпохами (к 90-летию со дня рождения композитора)».
Альфред Шнитке – одна из знаковых фигур отечественной музыки последней трети XX века. Его справедливо относят к духовным продолжателям Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (хотя сам Альфред Гарриевич никогда не учился у мастера и не имел с ним общения) и последним крупным симфонистам XX века (перу Шнитке принадлежит 9 симфоний, последняя из которых осталась незавершенной). Однако, являясь продолжателем классико-романтической традиции, композитор в своем творчестве открывает новые идеи и принципы, ставшие во многом маркером эпохи «постмодерна». Прежде всего это – полистилистика. Шнитке не был автором этого метода, однако он впервые дал теоретическое обоснование этому явлению, а также в своем творчестве представил самые разные образцы и модели работы со стилями и жанрами прошлых эпох. В свое время творчество Шнитке шокировало как приверженцев строгого авангарда, так и поклонников привычной академической музыки. Великолепный стилизатор, он смело нарушал как стерильную чистоту строгой серийной музыки, так и академическую строгость. Однако за внешними провокациями (чего только стоит мировая премьера Первой симфонии в Горьком в 1974 году) у Шнитке всегда стояло искреннее желание понять и разобраться в том, что происходит в современном мире. Сегодня музыка Шнитке уже воспринимается как часть традиции, и те «вечные смыслы», которые композитор вкладывал в свои творения, становятся видны даже лучше и отчетливее. Это яркое и страстное повествование о человеке, о его дерзаниях, сомнениях, об искушениях и духовных ориентирах в мире, полном страданий и насилия, об извечном противостоянии добра и зла.
Как нам сегодня воспринимать творческое наследие Альфреда Шнитке, что нового может почерпнуть и узнать современный слушатель в его сочинениях, с какими образами, идеями и смыслами работал композитор? Эти и другие вопросы будут затронуты на предстоящем круглом столе.
Участники семинара:
Модератор: Ковалевский Георгий Викторович, кандидат искусствоведения, музыковед, музыкальный критик, лектор, научный сотрудник Российского института истории искусств, преподаватель СПбГУ
Райскин Иосиф Генрихович, музыковед, редактор, писатель, главный редактор газеты «Мариинский театр», шеф-редактор газеты «Санкт-Петербургский музыкальный вестник», председатель секции критики и музыкознания петербургского отделения Союза композиторов
Порфирьева Анна Леонидовна, кандидат искусствоведения, музыковед, заведующая сектором музыки Российского института истории искусств
Харьковский Александр Захарович, композитор, музыкальный критик, радиожурналист
Карпец Максим Иванович, композитор, кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств