Киномузыка.
Роман с театром. Эссе-квинтет

«Музыка — это подслушанные крики времени» — считал Альфред Шнитке. Художественное наследие композитора, 90-летие которого отмечают в этом году, масштабно и многогранно. Многие страницы сочинений Шнитке до сих пор находятся «за семью печатями» для широкого круга почитателей музыкального искусства: им еще предстоит быть открытыми и принятыми.

На протяжении всего творческого пути композитор неоднократно обращался к созданию музыки к кинофильмам и мультфильмам, среди которых «Как царь Пётр арапа женил», «Сказка странствий», «Маленькие трагедии», «Экипаж», «Балерина на корабле», «Бабочка».

В рамках лекционной встречи «Киномузыка», которая начнется в 15:00 и предварит концерт «Роман с театром» в исполнении «Эссе-квинтета», будут представлены фрагменты кинолент и анимационных фильмов, музыку к которым написал Шнитке, с комментариями музыковеда Анастасии Александровой. Слушатели познакомятся с одной из самых ярких и примечательных областей творчества композитора, что, возможно, позволит по-новому увидеть и расслышать знакомые и неизвестные образцы отечественной кинематографии. 

В 16:00 самый титулованный ансамбль национальных инструментов культурной столицы «Эссе-квинтет» и актер Антон Денисов представят публике музыкально-литературное эссе «Роман с театром». В этой элегантной программе музыку Альфреда Шнитке, Яана Ряэтса, Астора Пьяццоллы, Арама Хачатуряна и Дмитрия Шостаковича органично дополняют парадоксальные выссказывания о театре самого Альфреда Шнитке, а также Варлама Шаламова, Вячеслава Иванова, Даниила Хармса, Виссариона Белинского, Владимира Набокова, Владислава Ходасевича, Иннокентия Анненского. Цитаты из книг, дневников и писем писателей рассказывают о бесконечных кризисах театра и о том, почему, например, может быть освистана иммерсивность; о важных традициях античной сцены и просто о том, что такое хорошо провести вечер в зрительском кресле, в хорошей компании, когда на сцене блистает талант, а в театральном буфете искрится шампанское.

Спросите при чем здесь Шнитке? Все очень просто. Театр, особенно московский Театр на Таганке Юрия Любимова, сыграл важную роль в жизни композитора в тот момент, когда его монументальные симфонические произведения не были рекомендованы к исполнению в СССР.

Произведения Шнитке — необъятная театральная панорама музыки всех стилей, жанров и направлений: музыка классическая, авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз и т. п. Здесь соседствуют средневековый грегорианский хорал и барочные музыкальные символы ВАСНа, классические «моцартовские» и романтические «шуберто-брамсовские» квазицитаты, возвышенность молитвы и развязность шлягера.

Зачем слушают музыку Шнитке? Главное в его искусстве — это умение говорить страстно, смело и беспощадно обо всем языком одновременно сложным и доступным, соединяя в своем арсенале идиомы разных эпох, восстанавливая «распавшуюся связь времен». И всё это пропущено через «горнило сомнений» и сквозь призму рефлексии современного человека.

 

ПРОГРАММА:

Яан Ряэтс. Концерт для камерного оркестра (1 часть)

А. Шнитке. Менуэт из сюиты в старинном стиле

Д. Шостакович. Вальс № 2

А. Шнитке. Эти свободные бабочки (из к/ф «Повесть о неизвестном актёре»)

К. Степанов. Танец тёмных рыцарей (Фантазия на темы С. Прокофьева и Дж. Уильямса)

А. Шнитке. Танго в сумасшедшем доме

А. Пьяццолла. Весна пришла

А. Хачатурян. Танец с саблями

А. Шнитке. Полёт (из к/ф «Сказка Странствий»)

Ансамбль «Эссе-квинтет»

Видеоарт — Егор Алентьев

Художественное слово ­— Антон Денисов

Режиссер — Марина Сень

Продолжительность — 1 час 10 минут без антракта 

Екатерининское собрание
наб. к. Грибоедова, 88-90
1 декабря
Воскресенье
15:00