Песни со словами и без. Камерный оркестр «Дивертисмент»

  • Камерный оркестр
    02:28
    Камерный оркестр "Дивертисмент"

«Болящий дух врачует песнопенье» — так начинает одно из своих самых известных стихотворений, написанное в 1834 году, поэт Евгений Баратынский, современник Пушкина. В последующих строках автор будто бы поясняет смысл начальной фразы:

Гармонии таинственная власть

Тяжелое искупит заблужденье

И укротит бунтующую страсть.

Душа певца, согласно излитая,

Разрешена от всех своих скорбей;

И чистоту поэзия святая

И мир отдаст причастнице своей.

Примерно в это же время немецкий композитор, пианист и дирижер Феликс Мендельсон впервые в истории музыки применил название «песни без слов», которое послужило заголовком для его сорока восьми пьес для фортепиано.

Лирический характер фортепианных миниатюр, предназначенных для домашнего музицирования (сейчас они входят в учебный план пианистов), их задушевность и напевность мелодии вполне оправдывали данное композитором название.

Мендельсон, конечно же, был не знаком с Баратынским и с его творчеством, но дух романтической эпохи, представителями которой они оба являлись, побуждал к лирическим высказываниям и поиску новых жанров и форм для их воплощения.

В программе прозвучат две концертные пьесы для скрипки, альта и струнных, в которых проявляется не только мелодический дар Мендельсона, но и гармоничность его натуры. Неслучайно Роберт Шуман (один из лидеров романтизма) дал композитору следующую характеристику: «Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их».

Музыкальная драма «Тристан и Изольда», завершенная Рихардом Вагнером в 1858 году, по праву считается величайшим произведением мировой музыкальной культуры, которое запечатлело личную историю из жизни композитора.

Сладостное любовное томление, захватившее главных героев, нашло проявление в опере на разных уровнях: от эмоционального состояния до конкретных средств музыкального языка. Так, тянущаяся, словно уходящая в бесконечность, мелодическая линия, сотканная из множества подголосков-реплик отдельных оркестровых тембров и голосов, с самого начала вступления притягивает слушательское внимание, неослабевающее до конца монументального сочинения.

Восторг и мучение в опере неразлучны: превратности судьбы повсюду подстерегают Тристана и Изольду, не позволяя им быть вместе. Великой любви Вагнер противопоставляет смерть, которая избавляет влюбленных от земных страданий.

Сцена смерти Изольды, скончавшейся над телом Тристана, выписана композитором с особой тщательностью. Ликующий гимн, в котором голос исполнительницы титульной партии сливается с полнозвучием оркестра в единый музыкальный поток, как будто бы возносит героев на новую вершину — в мир, лишенный горестей и страданий, но созданный для бесконечной любви.

Мир музыки московского композитора-философа Владимира Мартынова чрезвычайно многогранен и предполагает глубокое и вдумчивое восприятие. «Страстные песни», созданные на стихи Иоганна Вейцера из цикла Temenos (с греческого языка — священное место) в 1977 году, сам композитор относит к стилю минимализма, к которому в целом тяготеет все его творчество. Мартынов поясняет: «В минимализме заключена тайна повторения, тайна одинаковости, тайна различия одинакового».

В качестве спойлера необходимо отметить, что слушатели неоднократно соприкоснутся с одним и тем же музыкальным материалом на протяжении произведения, что, по мысли создателя «Страстных песен», повлечет разные эмоциональные реакции. Какие? Ответ на этот вопрос появится во время исполнения, но переживать не стоит: ведь болящий дух врачует песнопенье… 

ПРОГРАММА:

Ф. Мендельсон. Две концертные пьесы для скрипки, альта и струнных

Р. Вагнер. Вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда

В. Мартынов. «Страстные песни»

 

Солисты: Илья Иофф (скрипка), Лидия Коваленко (альт), Алиса Тен (вокал), Мария Федотова (флейта) 

Камерный оркестр «Дивертисмент»

художественный руководитель — заслуженный артист России Илья Иофф 

Продолжительность — 1 час 30 минут с антрактом

Мальтийская капелла
Садовая ул., 26
5 октября
Суббота
19:00