Афиша
Прощание с Петербургом
Дым столбом — кипит, дымится пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чисто поле.
«Попутную песню» Михаила Глинки, которая запечатлела картину путешествия воображаемого героя по первой в России железной дороге, открывшейся в 1837 году и соединившей Санкт-Петербург и Царское Село, слышали многие. Одно из самых исполняемых сочинений композитора звучит и в концертных залах, и в записях, а вот автор текста — поэт, прозаик, драматург и переводчик Нестор Кукольник, как правило, остается в тени.
Однако в первой половине XIX века ситуация была иная — произведения Кукольника пользовались большим успехом. Посвященная вопросам культуры «Художественная газета», автором и издателем которой он являлся, имела популярность: его творчество обсуждали в аристократических салонах, на балах и при дворе; театры охотно ставили спектакли по пьесам драматурга; барышни зачитывались стихами…
С портрета кисти Карла Брюллова (находящегося ныне в коллекции Третьяковской галереи), созданного в пору, когда Кукольнику не исполнилось еще и тридцати лет, на нас смотрит романтический герой — подобный тем, кого воспевал поэт на страницах своих рукописей.
В 1834 году в Петербурге состоялась знаменательная встреча Нестора Кукольника и Михаила Глинки. В личном дневнике Кукольник восторженно делился: «Я совершенно очарован Глинкою; влюблен в него! Игра его превосходна, изящна, экспрессивна… но пение прошибает до слез!… Мы разговорились, подружились… мы братия по сердцу; мы тотчас поняли друг друга. Господи, благодарю Тебя за это знакомство! Ты посылаешь мне то именно, чего я так давно желал в моих мечтах… Теперь я не один на этом свете!..»
Результатом гармоничного тандема поэта и композитора явился вокальный цикл «Прощание с Петербургом», появившийся летом 1840 года. Включающий двенадцать камерно-вокальных миниатюр (всего Глинкой написано пятнадцать романсов на стихи Кукольника), цикл во многом отражает творческие интересы его создателей. Образы и настроения романсов чрезвычайно различны и, помимо лирико-пастельных тонов, имеют множество оттенков, будь то энергичный напор «Попутной песни» или пламенный порыв Болеро («О дева чудная моя»).
Перед отъездом Глинки в его имение Новоспасское в Смоленской губернии Кукольник с друзьями устроил проводы, на которых впервые был представлен заключительный, двенадцатый номер цикла — «Прощальная песня». Ее стихи Кукольник посвятил Глинке, а музыку композитор адресовал своей дружеской братии.
В концертной программе, приуроченной к 220-летию со дня рождения Михаила Глинки и 215-летию со дня рождения Нестора Кукольника, вокальный цикл «Прощание с Петербургом» прозвучит полностью, что является редкостью для концертной эстрады. И, возможно, открытием для публики станет не только музыкальное искусство Глинки, но и поэзия Кукольника:
Лейся ж, песенка моя,
Песнь надежды сладкой…
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.
Исполнители, лауреаты международных конкурсов:
Максим Булатов (баритон)
Виктория Ребенко (сопрано)
Алина Махаури (фортепиано)
Концерт ведёт музыковед Елена Пархоменко
Продолжительность — 1 час 20 минут без антракта
*Экскурсия по Дому Кочневой в 18:00
-
Максим Булатовбаритон
-
Виктория Ребенкосопрано
-
Дом Кочневой10 января, 19:00