Афиша
#неформат. Камерный оркестр «Дивертисмент»
Пришедшее из латинского языка formo, что означает «придаю форму», стало основой слова «формат», применяющегося в разных областях жизни. Энциклопедические словари предлагают разные определения понятия: от размера печатного издания до вида и совокупности характеристик чего-либо.
Концерт камерного оркестра «Дивертисмент», который откроет новый творческий сезон коллектива, пройдет под хештегом «неформат», что отнюдь не имеет отрицательного значения: напротив, его создатели предлагают незамутненный взгляд на произведения музыкального искусства и их соединение в одной программе. Впрочем, подобная неформатная позиция типична для камерного оркестра «Дивертисмент», который всегда ориентирован не на шаблонные «плей-листы» с заведомым желанием понравиться публике, а продуманные интеллектуальные концепции, побуждающие каждого из нас к глубинному диалогу с музыкой, миром и самим собой.
Джоаккино Россини, названный Пушкиным (современником композитора) в романе «Евгений Онегин» — «Европы баловень — Орфей», известен как блистательный оперный маэстро, сделавший головокружительную карьеру. Его оперы, мелодии из которых звучали повсюду, ставили в лучших европейских театрах; импресарио не скупились на гонорары, а восхищенные поклонники чуть ли не сходили с ума от восторга.
Однако великий итальянец был слишком умен, чтобы не понимать библейскую фразу: «Всё проходит, и это пройдет». Россини — автор около сорока опер, — отдавал себе отчет в том, что время неумолимо идет вперед и эволюция оперного искусства неизбежна, и поэтому добровольно покинул оперный олимп, оставаясь при этом в центре внимания музыкальной общественности. Не многие знают, что композитор писал духовные сочинения, занимался педагогической деятельностью, а большую часть состояния завещал на развитие культуры родного города Пезаро.
Одними из первых сочинений, созданных Россини, были совсем не оперы. В начале своего творческого пути, в двенадцатилетнем возрасте, композитор написал шесть сонат для струнного квартета, которые исполняют и в переложении для струнного оркестра. Шестая ре мажорная соната — редкая гостья концертных афиш Петербурга — будет представлена в программе. Упоительные мелодии сонат с их «легкокрылостью» и игривым характером предвосхищают оперные шедевры маэстро будущего времени, стиль которых складывался еще в юные годы.
Американский композитор Стив Райх является одним из ярчайших представителей техники минимализма, при этом находя источники вдохновения в произведениях Баха и в джазовой музыке. В молодости Райх много экспериментировал с записями на магнитной пленке и их соединением между собой.
Пьеса Violin phase, созданная во второй половине 1960-х годов, — визитная карточка композитора. Райх обнаружил, что если поставить на двух магнитофонах одну и ту же запись, то рано или поздно они разойдутся, потому что сдвинутся по фазе. Однако в природе (и, что естественно, в разных науках) фазовые сдвиги не представляются чем-то из ряда вон выходящим — это часть эволюционного процесса, а потому и в музыке можно достичь подобного эффекта.
Имя бельгийского скрипача-виртуоза, а также композитора и дирижера Эжена Изаи хорошо известно исполнителям-струнникам, но для широкой слушательской аудитории его фамилия часто ни о чем не говорит.
Концертная деятельность Изаи, продолжавшаяся более сорока лет, — ярчайшее явление рубежа XIX – XX веков. Своим исполнительским искусством Изаи оказал влияние на многих последователей и современников, посвящавших ему сочинения.
Излюбленным жанром для Изаи как композитора стала инструментальная поэма, которая занимает важное место в его наследии. Пожалуй, именно в поэмах — программных сочинениях, компактных по форме, эмоциональных и вдохновенных по характеру музыки, при этом с четкой логикой драматургии, — в полной мере воплощено высказывание композитора: «Искусство — результат совершенного сочетания мыслей и чувств».
В исполнении камерного оркестра «Дивертисмент» прозвучит поэма «Изгнание», написанная Изаи в начале прошлого века для струнного оркестра, который состоит исключительно из скрипок и альтов (без виолончелей и контрабасов), будто бы подтверждая название произведения.
Венцом концертной программы станет музыка Иоганна Себастьяна Баха — словно совершенная молекула, отражающая единство и многообразие мира во всем его величии и гармонии.
Бранденбургский концерт си-бемоль мажор является завершением серии из шести концертов для оркестра. Партитуры концертов были преподнесены композитором в качестве подарка с учтивым посвящением маркграфу Христиану Людвигу Бранденбургскому, в честь которого и получили свое название. Бах надеялся получить место руководителя (капельмейстера) оркестра, но милостиво принятые произведения не возымели должного влияния и даже не были исполнены.
Многие сочинения великого немецкого композитора не вписывались в привычные каноны и, живи он сейчас, вполне могли бы проходить с хештегом «неформат». Однако именно нестандартный подход, обусловленный глубокой индивидуальностью, знаниями и талантом, обеспечил необыкновенную универсальность наследию Баха, сочинения которого есть начало и конец всей музыки.
ПРОГРАММА:
Россини. Соната для струнных N6, ре-мажор "Буря"
Райх. Violin Phase
Изаи. Поэма "Изгнанник" для струнного ансамбля
Бах. Бранденбургский концерт N6
Камерный оркестр «Дивертисмент»
художественный руководитель — заслуженный артист России Илья Иофф
Продолжительность — 1 час 20 минут без антракта
-
Илья Иоффхудожественный руководитель Камерного оркестра «Дивертисмент»
-
Камерный оркестр «Дивертисмент»Камерный оркестр