Храброе сердце – нежное сердце!

Таланту русских офицеров-композиторов посвящается 

Главными героями праздничной программы в День защитника Отечества станут неповторимые в своей прелести, силе чувств и искренности романсы пяти русских офицеров-композиторов. Осип Козловский, Александр Алябьев, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи и Модест Мусоргский получили военное образование, но мировую славу им принесла музыка.

Сегодня немногие знают, что многие шедевры русской музыки рождались под грохот пушек и шум кавалерийских атак, во время славных побед в русско-турецких войнах, взятия Измаила, вступления в Париж и бегства Наполеона. Отечественная война 1812 года вызвала не только бурный всплеск патриотизма и гражданских чувств, общий национальный подъем, но и колоссальный взлет музыкального искусства. В литературе, поэзии, музыке появилась целая плеяда талантливых имен офицеров, которые сочинили вдохновенные произведения, предвосхитившие наступление золотого века русского романса.

Осип Антонович Козловский сделал блестящую военную карьеру: участвовал в суворовских походах; воевал в русско-турецкой войне; быстро продвигался по службе и получал одно за другим офицерские звания. Написал более семидесяти чрезвычайно популярных песен для голоса с фортепиано на русские, французские и итальянские тексты. Однако широкую известность ему принесла музыка к государственным церемониалам. В историю русской музыки он вошел как автор первого российского гимна-полонеза «Гром победы, раздавайся», написанного композитором на стихи великого Г. Р. Державина по случаю взятия А. В. Суворовым османской крепости Измаил в ходе русско-турецкой войны.

Александр Александрович Алябьев вступил в армию добровольцем и прошел всю войну 1812 года в составе разных полков, в том числе Иркутского и знаменитого Ахтырского, отважно сражался рядом с легендарным Денисом Давыдовым. Участвовал во взятии Дрездена, дошел до Парижа, был ранен и награжден двумя орденами и медалью. В отставку вышел в чине подполковника. Алябьев создал 450 музыкальных сочинений, из которых 180 — романсы. Но подлинную славу и бессмертие ему подарило единственное произведение — знаменитый «Соловей» на стихи А. Дельвига.

Николай Андреевич Римский-Корсаков — представитель одного из самых именитых родов России: его прадед и дядя были вице-адмиралами, а старший брат — контр-адмиралом. На карте Японского моря запечатлена память об этом славном морском  роде — архипелаг Римского-Корсакова. Неудивительно, что знаменитый композитор закончил Морской корпус в Петербурге, совершил кругосветное путешествие, более десяти лет прослужил на флоте, долгое время заведовал оркестрами Морского ведомства, после чего полностью посвятил себя музыке. Романсы Римского-Корсакова — их всего 79 — из камерных сочинений композитора представляют большую художественную ценность. Опыт морской службы пригодился ему в композиции: никто так красочно, как Николай Андреевич, не создавал  художественно совершенные образцы пейзажной лирики.

Цезарь Антонович Кюи вошел в историю музыки и как плодовитый композитор, и как влиятельный и злой критик творчества Вагнера, Чайковского и Рахманинова. Однако его заслуги в области военного дела более значительны. Военный инженер, крупный теоретик и практик фортификации, заслуженный профессор, автор классических учебников по этой науке. В отставку он вышел в чине инженер-генерала. При этом он мастерски совмещал дело своей жизни с композиторкой деятельностью. Кюи написал более 400 романсов. Большей частью они лирические — область, самая близкая таланту Кюи; он достигает в ней не столько силы страстности, сколько теплоты и искренности чувства.

Модест Петрович Мусоргский — один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениальный композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. В семнадцать лет он закончил Школу гвардейских подпрапорщиков, ту же, что и Лермонтов, и некоторое время служил в Преображенском полку в звании подпрапорщика. Военная служба не оставила в жизни Мусоргского следа, кроме дурных привычек и одной фортепианной пьески. Она называлась «Полька-подпрапорщик», была посвящена «товарищам по Юнкерской школе и издана на средства его отца. Мусорский порвал с военной службой, чтобы ничто не отвлекало его от музыкальных занятий. Композитор прекрасно играл на фортепиано и обладал чудесным голосом. Написанные им 4 вокальных цикла, более 55 романсов и песен — подлинные шедевры мировой вокальной классики.

Русский романс продолжает волновать сердца теперь уже миллионов людей. Он дорог и старым, и молодым, профессионалам-музыкантам и людям, далеким от музыки, людям самых разных профессий, социальных групп, ибо он — выражение глубоких и личных, но общих для большинства свойств человеческой натуры, тех интимнейших ее сторон, которые не меняются или почти не меняются на протяжении столетий.

Исполнители: лауреаты международных конкурсов Виктория Ребенко (сопрано), Артем Мелихов (тенор), Денис Колесников (баритон), Петр Гайдуков (тенор), Александр Рубинов (фортепиано)

Ведёт концерт музыковед Екатерина Сергеева 

Продолжительность — 1 час 40 минут с антрактом

Дом Кочневой
Наб. реки Фонтанки, 41
23 февраля
Пятница
19:00