Афиша
Рахманинов. Чайковский. Франческа да Римини
Грандиозное поэтическое творение Данте Алигьери, созданное в начале XIV столетия, — «Комедия», которую позже Джованни Боккаччо назвал «Божественная», — одно из величайших произведений мировой художественной литературы.
Сюжеты «Божественной комедии», состоящей из трех частей — «Ад», «Чистилище» и «Рай», — неоднократно находили отражение в разных видах искусства. Особую притягательность вызывала трогательная история любви Франчески да Римини и Паоло Малатесты, обреченных на страдание, души которых в вихре урагана носились в одном из кругов ада.
В 1876 году Чайковский находился в поисках сочинения, которое могло бы стать литературной основой его новой оперы. Познакомившись с либретто, написанным по мотивам «Божественной комедии», потрясенный композитор отказался от первоначального замысла и решил создать оркестровое произведение.
Симфоническая фантазия «Франческа да Римини» впервые прозвучала в 1877 году в Москве, а затем в Петербурге и вызвала восторг у слушателей. Чайковский был доволен данной партитурой, что случалось крайне редко, в которой рассказ о запретной любви как бы излагался самой Франческой:
...Нет муки ужаснее той,
Как вспомнить минуты блаженства
В час пытки мучительной, злой.
Премьера оперы «Франческа да Римини» Рахманинова состоялась в Большом театре в 1906 году под управлением автора. Либретто одноактной оперы, которое не совсем удовлетворяло композитора, желавшего максимально приблизиться к стихам Данте, написал младший брат Чайковского — Модест.
Безусловно, Рахманинов знал и находился под впечатлением от симфонической фантазии Чайковского, которого боготворил и всегда вспоминал с особой теплотой. Однако опера Рахманинова является абсолютно самодостаточным произведением, в котором порой ведущую роль играет оркестр, а не вокальные партии.
Музыковед Борис Асафьев полагал: «Рисуя Франческу в светлых тонах, Рахманинов стоит ближе к ее идеальному облику молодой итальянской женщины, но, рисуя Франческу во мраке ада, как тень, вспоминающую о минувшем, Чайковский оказывается более сильным в отношении выразительности и рельефности...».
Концерт, который проходит в рамках фестиваля «Рахманинов и опера в Эрмитажном театре», состоится в год 150-летия со дня рождения Рахманинова и 130-летия со дня кончины Чайковского. В программе прозвучат два выдающихся произведения в русской музыке, объединенные одним названием — «Франческа да Римини», — опера Рахманинова и симфоническая фантазия Чайковского.
ПРОГРАММА:
П. Чайковский. Симфоническая фантазия по Данте «Франческа да Римини» (1876), ор. 32
С. Рахманинов. Опера «Франческа да Римини» (1904-05), ор. 25
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
художественный руководитель и главный дирижер
народный артист России Сергей Стадлер
Дирижер — Сергей Стадлер
Режиссер — Ирина Фокина
Ансамбль солистов «Рождество»
Художественный руководитель — заслуженная артистка России Ольга Ступнева
Ансамбль «Барыня»
Руководитель — заслуженная артистка России Татьяна Тимохина
Продолжительность — 1 час 40 минут без антракта
-
Сергей СтадлерХудожественный руководитель «Петербург-концерта» и главный дирижёр Симфонического оркестра Санкт-Петербурга
-
-
-
Ольга Ступневахудожественный руководитель филармонической деятельности, руководитель ансамбля «Рождество»
-
Государственный ансамбль танца «Барыня»ансамбль песни и танца