Лабиринты модерна: XX век

В широком смысле лабиринт представляет собой некую запутанную структуру, из которой не так-то просто выбраться. Однако лабиринт можно воспринимать и как увлекательный квест-маршрут, по ходу следования которого путешественников ждут удивительные открытия. А благополучный выход из лабиринта не только награда, но и сумма новых знаний и впечатлений.

Оливье Мессиан (1908–1992) – один из самых знаковых композиторов XX столетия. Творческое наследие Мессиана словно музыкальная вселенная построено на глубоком синтезе западноевропейской и восточной культуры, религиозных и светских темах и интонациях, на системе трансформации птичьего пения (более сорока лет композитор фиксировал голоса птиц и «переводил» их в нотную запись) и нового музыкального языка.

В созданных произведениях Мессиан выступает не только как экспериментатор, но и как мыслитель, для которого духовность и созерцание красоты есть сакральный смысл искусства. Потому религиозная тематика, присущая в целом творчеству Мессиана, органично сочетается с идеями пантеизма, что и способствует ощущению космизма и вневременного начала в его музыке.

Сочинения Мессиана, представленные в программе, являются своего рода квинтэссенцией музыкального искусства композитора, позволяющей слушателям познакомиться с многогранностью творческого портрета автора.

Фантазия для скрипки и фортепиано написана Арнольдом Шёнбергом (1874–1951) за два года до кончины. К этому времени композитор прошел насыщенный и трудный путь, непрерывно находясь в поисках истинного «я».

Дело жизни Шёнберга – создание додекафонной системы, в которой каждый из двенадцати звуков (для наглядности можно представить семь белых и пять черных клавиш фортепиано в рамках одной октавы), расположенных в определенном порядке (в каждом сочинении он свой), самодостаточен и является неотъемлемой частью музыкальной структуры. Нет, Шёнберг не сошел с ума. Созданная им система – явление эпохальное и эволюционно закономерное, однако непростое для слушателей, попавших в лабиринт интеллектуальной концепции. Возможно, «нитью Ариадны» станет позиция, при которой, во-первых, подобные произведения будут восприниматься как часть музыкальной культуры, а во-вторых, слушать их, пожалуй, стоит, объединив разум и чувства.

Мечислав Вайнберг (1919–1996) – композитор практически неизвестный для широкой аудитории, которая, несомненно, знакома с одной из граней его наследия благодаря музыке к таким известным кинофильмам и мультфильмам, как «Летят журавли», «Укротительница тигров», «Афоня», «Винни-пух», «Каникулы Бонифация». Музыкант трагедийного таланта, которого Дмитрий Шостакович считал одним из выдающихся композиторов своего времени, Вайнберг, вероятно, находился в поиске духовного идеала, к которому можно приблизиться лишь после череды сомнений, испытаний и трудностей. Шестая соната для скрипки и фортепиано, которая прозвучит в программе, призвана познакомить слушателей с творчеством композитора – обладателя «лица необщим выраженьем».

Кларнетовый квинтет (в его составе также две скрипки, альт и виолончель) Пауля Хиндемита (1895–1963) завершит музыкальный вечер. Идеалом для композитора являлась музыка Баха, и во многом его стремление к гармоничной архитектонике произведения определяется этим фактором. Квинтет, появившийся практически в середине прошлого века, напоминает камерный концерт с участием солирующего инструмента (кларнета) и «оркестра» (струнного квартета). На протяжении произведения инструменты-участники то «дружат», то находятся в разных плоскостях, подчеркивая свое различие, но окончание Кларнетового квинтета демонстрирует их единство и согласие, а также – метафорически – благополучный выход из лабиринта драматургии, созданной по воле Хиндемита.

ПРОГРАММА:

Оливье Мессиан

3 композиции из «Квартета на конец времени»:

 «Хвала вечности Иисуса» для виолончели и фортепиано

«Бездна птиц» для кларнета соло

«Хвала бессмертию Иисуса» для скрипки и фортепиано

Арнольд Шёнберг

Фантазия для скрипки и фортепиано

Мечислав Вайнберг

Соната № 6 для скрипки и фортепиано

Пауль Хиндемит

Кларнетовый квинтет 

 

Исполнители:

заслуженный деятель искусств республики Башкортостан Азамат Хасаншин (фортепиано)

лауреаты международных конкурсов: Рустем Сулейманов (скрипка), Ренат Раков (кларнет), Сергей Тютюник (скрипка), Искандеор Ханнанов (виолончель)

Концерт ведет Екатерина Сергеева

Продолжительность — 1 час 40 минут с антрактом

Дом Кочневой
Наб. реки Фонтанки, 41
19 ноября
Вторник
19:00