Дмитрий Барбашин. Вечер фортепианной музыки

В программе прозвучат сочинения трех европейских композиторов, без творчества которых невозможно представить эволюцию музыкального искусства и фортепианного исполнительства в частности.

Официальной датой создания фортепиано принято считать 1709 год. Однако потребовались десятилетия, прежде чем новый инструмент (тогда технически несовершенный) смог составить конкуренцию, а затем и вытеснить с концертной эстрады клавесин.

Создавая клавирные произведения, Иоганн Себастьян Бах ориентировался на клавесин, но время убедительно доказало, что великий мыслитель эпохи барокко, как будто предугадывая будущее, оставил универсальное наследие. Неслучайно в репертуар всех пианистов мира входят сочинения Баха, которые без преувеличения можно считать «музыкальной библией».

Глубина мысли, неисчерпаемая изобретательность фантазии, широкий спектр художественных (и технических) приемов, направленных на выражение замыслы, присущи всем опусам немецкого мастера.

Партита ми минор отсылает слушателей к изысканному клавирному стилю итальянских композиторов, переосмысленному Бахом: виртуозность и блеск звучания инструмента сочетаются с высоким интеллектуализмом и предельно эмоциональным высказыванием.

Прелюдия и фуга ля минор, изначально написанные для органа и переложенные для фортепиано Ференцем Листом в XIX веке, позволят не только дополнить представление о масштабе творческой личности Баха, но «посмотреть» на него глазами композитора-романтика.

Фортепиано, так полюбившееся с детства, стало для Фредерика Шопена, несомненно, гораздо большим, чем музыкальный инструмент и творческий партнер на сцене. Композитор как будто поверял роялю все сокровенное, тайное и очень личное, о чем не напишешь в письмах или дневнике.

Являясь превосходным пианистом, Шопен предпочитал выступать не в крупных залах, а в артистических салонах с привилегированной публикой. «Изумительное очарование, поэзия и новизна, прекрасная свобода и абсолютная ясность игры Шопена не могут быть описаны. Это — совершенство во всех смыслах», — делились впечатлениями об игре музыканта современники.

Его концертам была свойственна особая атмосфера, исполнительству – утонченность, эмоциональность и вкус, а сам музыкант зачастую настраивался играя сочинения Баха – одного из своих любимых композиторов.

В программе прозвучат разножанровые произведения Шопена, среди которых Первая баллада, Второе скерцо, а также ноктюрны и этюды.

Иоганнес Брамс — также верный поклонник Баха – во многом опирался на принципы своего старшего коллеги и искал вдохновение в его творчестве. Композитор и талантливый пианист, выступавший с сольными концертами и в ансамбле с другими музыкантами, в своих сочинениях органично сочетал огненный темперамент и основательную логику музыкального высказывания. Примером тому могут стать фортепианные опусы Брамса, вошедшие в программу вечера.

 

ПРОГРАММА:

Бах. Партита ми минор № 6

Органная прелюдия и фуга ля минор (переложение для фортепиано Ф. Листа)

Брамс. Интермеццо и органная прелюдия ля минор

Шопен. Баллада № 1, ноктюрны, этюды, Скерцо № 2

 

 

Дмитрий Барбашин (фортепиано)

Концерт ведет Елена Пархоменко

Продолжительность — 1 час 20 минут с антрактом

Экскурсия по Дому Кочневой в 18:00

 

Дом Кочневой
Наб. реки Фонтанки, 41
20 марта
Среда
19:00