Афиша
МИГ И ВЕЧНОСТЬ
Серия программ «С. Рахманинов и Серебряный век» Международного фестиваля имени А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов «Миг и вечность» посвящена музыке выдающегося композитора, пианиста, дирижера С. Рахманинова (к 150-летию со дня рождения), великого представителя отечественного музыкального искусства, и его значимых в искусстве современников. Российский период творчества Рахманинова совпадает с одним из ярчайших периодов культуры России рубежа XIX–XX веков.
В концерте прозвучат как известные, так и редко исполняемые сочинения, написанные Рахманиновым и композиторами его времени, которые выявляют многогранность русской музыки.
Пьеса «Принцесса Грёза» Э. Ростана, созданная в 1895 году, была чрезвычайно популярна у российских театралов. Духи, вальсы и даже шоколад с одноименным названием стали выражением успеха этой драмы у широкого круга слушателей.
Н. Черепнин — родоначальник известной композиторской династии, также юбиляр 2023 года (150 лет со дня рождения), тонкий и чуткий композитор, создал одухотворенную прелюдию «Принцесса Грёза», в которой оркестровыми красками запечатлел историю возвышенной любви провансальского трубадура к принцессе, которую он никогда не видел, но истории паломников о ее необыкновенной красоте и добродетели пробудили в нем нежные чувства.
Духовные и философские искания композитора-новатора, пианиста А. Скрябина в полной мере нашли отражение в его фортепианных и симфонических произведениях. В том числе в Концерте для фортепиано с оркестром, сочиненном 24-летним Скрябиным в сжатые сроки, хотя композитор впервые обратился и к симфоническому письму, и к дуэту фортепиано и оркестра. В 1897 году Скрябин оркестровал его и выступил с премьерой под управлением В. Сафонова в вечере Российского музыкального общества в Одессе. Концерт, гармонично объединяющий солирующий инструмент и симфонический оркестр, носит черты поэмности и отголоски некоторых сочинений Ф. Шопена (одного из любимых композиторов автора) и П. Чайковского (сыгравшего в юности Скрябина своего рода роль наставника).
Солистка — известная петербургская пианистка Юлия Стадлер, художественный руководитель фестиваля.
Во II отделении, перед Концертом № 4 С. Рахманинова, как своеобразная прелюдия, прозвучат 2 пьесы для фортепиано Н. Черепнина: Идиллия и Этюд — из 3 пьес, соч. 24. Музыка этого изысканного цикла крайне редко исполняется в Петербурге.
К партитуре Четвертого концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинов обращался несколько раз. Впервые Концерт прозвучал в 1927 году в Филадельфии: сольную партию исполнил сам автор под управлением Л. Стоковского. Перед публикацией партитуры в 1928 году Рахманинов внес правки, а в 1941 году основательно переработал свое сочинение, создав вторую редакцию. Мироощущение композитора-романтика, тоска по покинутой родине и предчувствие мировой катастрофы определили драматургию 4-го концерта, превалирующее настроение которого часто определяют как «торжественный трагизм».
Солистом во II отделении выступит один из самых ярких пианистов своего поколения Алексей Набиулин (Москва).
ПРОГРАММА:
I отделение
Н.Черепнин. "Принцесса Грёза", прелюдия для оркестра, соч. 4
А. Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром (1896), соч. 20
Солистка — Юлия Стадлер
II отделение
Н.Черепнин. Пьесы для фортепиано, соч. 24:
Идиллия
Этюд
С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль минор, соч.40
Солист — Алексей НАБИУЛИН
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
художественный руководитель и главный дирижер
Народный артист России Сергей Стадлер
ДИРИЖЕР — Михаил Леонтьев
Продолжительность — 2 часа с антрактом
-
-
Сергей СтадлерХудожественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра Санкт-Петербурга