МИГ И ВЕЧНОСТЬ

  • Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
    0:36
    Симфонический оркестр Санкт-Петербурга

Серия программ «С. Рахманинов и Серебряный век» Международного фестиваля имени А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов «Миг и вечность» посвящена музыке выдающегося композитора, пианиста, дирижера С. Рахманинова (к 150-летию со дня рождения), великого представителя отечественного музыкального искусства, и его значимых в искусстве современников. Российский период творчества Рахманинова совпадает с одним из ярчайших периодов культуры России рубежа XIX–XX веков.

В концерте прозвучат как известные, так и редко исполняемые сочинения, написанные Рахманиновым и композиторами его времени, которые выявляют многогранность русской музыки.

Пьеса «Принцесса Грёза» Э. Ростана, созданная в 1895 году, была чрезвычайно популярна у российских театралов. Духи, вальсы и даже шоколад с одноименным названием стали выражением успеха этой драмы у широкого круга слушателей.

Н. Черепнин родоначальник известной композиторской династии, также юбиляр 2023 года (150 лет со дня рождения), тонкий и чуткий композитор, создал одухотворенную прелюдию «Принцесса Грёза», в которой оркестровыми красками запечатлел историю возвышенной любви провансальского трубадура к принцессе, которую он никогда не видел, но истории паломников о ее необыкновенной красоте и добродетели пробудили в нем нежные чувства.

Духовные и философские искания композитора-новатора, пианиста А. Скрябина в полной мере нашли отражение в его фортепианных и симфонических произведениях. В том числе в Концерте для фортепиано с оркестром, сочиненном 24-летним Скрябиным в сжатые сроки, хотя композитор впервые обратился и к симфоническому письму, и к дуэту фортепиано и оркестра. В 1897 году Скрябин оркестровал его и выступил с премьерой под управлением В. Сафонова в вечере Российского музыкального общества в Одессе. Концерт, гармонично объединяющий солирующий инструмент и симфонический оркестр, носит черты поэмности и отголоски некоторых сочинений Ф. Шопена (одного из любимых композиторов автора) и П. Чайковского (сыгравшего в юности Скрябина своего рода роль наставника).

Солистка — известная петербургская пианистка Юлия Стадлер, художественный руководитель фестиваля.

Во II отделении, перед Концертом № 4 С. Рахманинова, как своеобразная прелюдия, прозвучат 2 пьесы для фортепиано Н. Черепнина: Идиллия и Этюд — из 3 пьес, соч. 24. Музыка этого изысканного цикла крайне редко исполняется в Петербурге.

К партитуре Четвертого концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинов обращался несколько раз. Впервые Концерт прозвучал в 1927 году в Филадельфии: сольную партию исполнил сам автор под управлением Л. Стоковского. Перед публикацией партитуры в 1928 году Рахманинов внес правки, а в 1941 году основательно переработал свое сочинение, создав вторую редакцию. Мироощущение композитора-романтика, тоска по покинутой родине и предчувствие мировой катастрофы определили драматургию 4-го концерта, превалирующее настроение которого часто определяют как «торжественный трагизм».

Солистом во II отделении выступит один из самых ярких пианистов своего поколения Алексей Набиулин (Москва).

ПРОГРАММА:

 I отделение

Н.Черепнин. "Принцесса Грёза", прелюдия для оркестра, соч. 4

А. Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром (1896), соч. 20

Солистка — Юлия Стадлер

 II отделение

Н.Черепнин. Пьесы для фортепиано, соч. 24:

Идиллия

Этюд

С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №4 соль минор, соч.40

Солист — Алексей НАБИУЛИН

 

 

Симфонический оркестр Санкт-Петербурга

художественный руководитель и главный дирижер

Народный артист России Сергей Стадлер

ДИРИЖЕР — Михаил Леонтьев

Продолжительность — 2 часа с антрактом

Екатерининское собрание
наб. к. Грибоедова, 88-90
23 декабря
Суббота
19:00