Оркестровая палитра

Концертная программа представит шедевры симфонической музыки, а также раритеты музыкального искусства трех столетий. 

Антон Фердинанд Тиц — великолепный скрипач, исполнитель на виоле д’амур и композитор родом из Нюрнберга — около тридцати лет прослужил при дворе Екатерины II. Признанный виртуоз своего времени, Тиц давал концерты, выступал с талантливыми музыкантами и высокопоставленными любителями музыки, обучал игре на скрипке будущего императора Александра I и создавал инструментальные произведения преимущественно для камерных ансамблей. 

Дмитрий Бортнянский — один из ярчайших композиторов Екатерининской эпохи. Среди творческого наследия «Орфея реки Невы» – хоровые опусы, инструментальные сочинения, романсы на французские тексты и оперы. 

Комическая опера «Сокол», поставленная в Гатчинском дворце в 1786 году, — блистательный образец русского оперного театра последней трети XVIII столетия, соединившего черты европейской культуры и национальный мелодизм. 

Евгений Светланов, известный, прежде всего, как крупнейший отечественный дирижер, который осуществил грандиозный проект «Антология русской симфонической музыки», записав практически все оркестровые сочинения отечественных композиторов, был разносторонним музыкантом. Периодически Светланов обращался к созданию произведений разных жанров. Поэма для скрипки с оркестром, посвященная памяти великого скрипача Давида Ойстраха, написана в пору творческой зрелости, в 1974 году. 

Шекспировский «Гамлет» неоднократно привлекал внимание композиторов. Так Пётр Чайковский дважды обращался к этому образу. В 1888 году состоялась премьера увертюры-фантазии «Гамлет», а в 1891 году русский классик написал музыку к одноименному драматическому спектаклю, фрагменты из которой будут исполнены. 

В творчестве Дмитрия Шостаковича обращение к трагедии «Гамлет» прослеживается три раза: в двух спектаклях и фильме, номер из которого, связанный с нежным образом Офелии, прозвучит в концертной программе. 

Создание оперы-балета «Млада» на мифологический сюжет о жизни западных славян было распределено между четырьмя композиторами: Николаем Римским-Корсаковым, Модестом Мусоргским, Цезарем Кюи и Александром Бородиным; автором балетных сцен стал Людвиг Минкус. Однако проект, задуманный для сцены Мариинского театра, не состоялся. 

Позже Римский-Корсаков — великолепный знаток оркестровки и мастер создания сказочного колорита — написал свою «Младу», несколько номеров которой вошли в симфоническую сюиту «Ночь на горе Триглав»

Завершит вечер сцена величания из музыки балета «Жар-птица» Игоря Стравинского, в котором эффектные тембровые приемы и тончайшая оркестровая звукопись передали фантастические образы зачарованного царства.

 ПРОГРАММА: 

А. Тиц. Камерная симфония

Д. Бортнянский. Фрагменты из оперы «Сокол» (1786)

Е. Светланов. Поэма для скрипки и оркестра. Памяти Давида Ойстраха (1974)

Д. Шостакович. Офелия из музыки к фильму «Гамлет» (1964), op.116a

П. Чайковский. Фрагмент из музыки к трагедии Шекспира «Гамлет» (1891), op.67a

Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Ночь на горе Триглав» из оперы-балета «Млада» (1892)

И. Стравинский. Величание из балета «Жар-птица» (1910)  

 

Симфонический оркестр Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России Сергей Стадлер

Продолжительность — 1 час 40 минут с антрактом

Екатерининское собрание
наб. к. Грибоедова, 88-90
26 сентября
Вторник
19:00