Афиша
Славянская мифология в музыке
Сюжеты и образы славянской мифологии неоднократно находили отражение в российской музыкальной культуре. Программа, которая проходит в рамках фестиваля «Рахманинов и опера в Эрмитажном театре», приуроченного к 150-летию со дня рождения великого композитора, объединяет сочинения отечественных композиторов XIX – первой половины XX века.
В 1891 году Рахманинов, являясь студентом Московской консерватории, написал симфоническую поэму «Князь Ростислав», вдохновленный одноименной балладой Алексея Толстого. Поэт, в свою очередь, почерпнул сюжет о погибшем князе-воине и его фантастической жизни в окружении русалок на дне реки из древнерусского памятника литературы — «Слово о полку Игореве». Партитура, в которой чувствуется влияние некоторых сочинений сказочной тематики Глинки, Бородина и Римского-Корсакова, была дорога Рахманинову, однако впервые прозвучала лишь после кончины композитора.
Также в концерте представлены один из романсов Рахманинова в переложении для скрипки с оркестром и вторая часть из поэмы «Колокола» для солистов, хора и симфонического оркестра — выдающего творения мастера, — написанного на стихотворение Эдгара Аллана По в переводе Константина Бальмонта. Символика колокольного звона, столь важного в творчестве Рахманинова, обретает в поэме одухотворенное русское звучание. Четыре этапа жизненного пути человека проходят в сопровождении колоколов: от радостного звона бубенцов и счастливого свадебного звона до угрожающего набата и похоронного колокольного звучания.
Партитура «Ночь на Лысой горе» написана Мусоргским в 1867 году всего лишь за двенадцать дней. В письме к Римскому-Корсакову композитор сообщил подробную программу своего симфонического сочинения: «Иванова ночь на Лысой горе» — музыкальная картина со следующим содержанием: 1. “Сбор ведьм, их толки и сплетни”. 2. “Поезд Сатаны”. 3. “Поганая слава Сатане” и 4. “Шабаш”».
Опера «Русалка», завершенная Даргомыжским в 1855 году, создана по одноименной неоконченной драме Александра Пушкина. Композитор, чрезвычайно трепетно относившийся к авторскому тексту, большую его часть оставил без изменений и сам дописал отсутствующий финал. В сюжете оперной партитуры, фрагменты которой прозвучат в программе, органично объединены острая социальная тема и довольно распространенная фантастическая фабула о превращении некогда любящей девушки в мстительную русалку.
Завершит музыкальный вечер симфоническая сюита «Ночь на горе Триглав» из оперы-балета «Млада». Первоначально написание необычного по жанру произведения, включающего развернутые танцевальные и вокальные сцены, на мифологический сюжет о жизни западных славян было распределено между четырьмя композиторами: Римским-Корсаковым, Мусоргским, Кюи и Бородиным. Однако позже основным автором стал Римский-Корсаков — великолепный мастер оркестровки, чей талант ярко проявился в создании сказочного колорита «Млады».
ПРОГРАММА:
I отделение
С. Рахманинов.
Романс для скрипки с оркестром
Симфоническая поэма «Князь Ростислав» на сюжет баллады А.К. Толстого (1891), TN 44
М. Мусоргский.
Симфоническая поэма «Ночь на лысой горе» (1866-67), ММ 39
II отделение
А. Даргомыжский.
Опера «Русалка» (1856)
Свадебный хор
Ария Княгини.
Ария Наташи.
Ария Ольги.
С. Рахманинов.
«Слышишь, свадьбы звон святой, золотой» из поэмы «Колокола» для хора, трех солистов и оркестра, ор.35
Н. Римский-Корсаков.
Симфоническая сюита «Ночь на горе Триглав» из оперы-балета «Млада» (1892)
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
Художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России СЕРГЕЙ СТАДЛЕР
Режиссер — Ирина Фокина
Солисты «Петербург-концерта»
Ансамбль солистов «Рождество»
Художественный руководитель — заслуженная артистка России Ольга Ступнева
Продолжительность — 1 час 40 минут с антрактом
-
Сергей СтадлерХудожественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра Санкт-Петербурга
-
-
-
Ольга Ступневахудожественный руководитель филармонической деятельности, руководитель ансамбля «Рождество»
-
Ирина Фокинарежиссер