Славянская мифология в музыке

Сюжеты и образы славянской мифологии неоднократно находили отражение в российской музыкальной культуре. Программа, которая проходит в рамках фестиваля «Рахманинов и опера в Эрмитажном театре», приуроченного к 150-летию со дня рождения великого композитора, объединяет сочинения отечественных композиторов XIX – первой половины XX века.

В 1891 году Рахманинов, являясь студентом Московской консерватории, написал симфоническую поэму «Князь Ростислав», вдохновленный одноименной балладой Алексея Толстого. Поэт, в свою очередь, почерпнул сюжет о погибшем князе-воине и его фантастической жизни в окружении русалок на дне реки из древнерусского памятника литературы — «Слово о полку Игореве». Партитура, в которой чувствуется влияние некоторых сочинений сказочной тематики Глинки, Бородина и Римского-Корсакова, была дорога Рахманинову, однако впервые прозвучала лишь после кончины композитора.

Также в концерте представлены один из романсов Рахманинова в переложении для скрипки с оркестром и вторая часть из поэмы «Колокола» для солистов, хора и симфонического оркестра — выдающего творения мастера, — написанного на стихотворение Эдгара Аллана По в переводе Константина Бальмонта. Символика колокольного звона, столь важного в творчестве Рахманинова, обретает в поэме одухотворенное русское звучание. Четыре этапа жизненного пути человека проходят в сопровождении колоколов: от радостного звона бубенцов и счастливого свадебного звона до угрожающего набата и похоронного колокольного звучания.

Партитура «Ночь на Лысой горе» написана Мусоргским в 1867 году всего лишь за двенадцать дней. В письме к Римскому-Корсакову композитор сообщил подробную программу своего симфонического сочинения: «Иванова ночь на Лысой горе» — музыкальная картина со следующим содержанием: 1. “Сбор ведьм, их толки и сплетни”. 2. “Поезд Сатаны”. 3. “Поганая слава Сатане” и 4. “Шабаш”».

Опера «Русалка», завершенная Даргомыжским в 1855 году, создана по одноименной неоконченной драме Александра Пушкина. Композитор, чрезвычайно трепетно относившийся к авторскому тексту, большую его часть оставил без изменений и сам дописал отсутствующий финал. В сюжете оперной партитуры, фрагменты которой прозвучат в программе, органично объединены острая социальная тема и довольно распространенная фантастическая фабула о превращении некогда любящей девушки в мстительную русалку.

Завершит музыкальный вечер симфоническая сюита «Ночь на горе Триглав» из оперы-балета «Млада». Первоначально написание необычного по жанру произведения, включающего развернутые танцевальные и вокальные сцены, на мифологический сюжет о жизни западных славян было распределено между четырьмя композиторами: Римским-Корсаковым, Мусоргским, Кюи и Бородиным. Однако позже основным автором стал Римский-Корсаков — великолепный мастер оркестровки, чей талант ярко проявился в создании сказочного колорита «Млады».

ПРОГРАММА:

I отделение

С. Рахманинов.

Романс для скрипки с оркестром

Симфоническая поэма «Князь Ростислав» на сюжет баллады А.К. Толстого (1891), TN 44

М. Мусоргский.

Симфоническая поэма «Ночь на лысой горе» (1866-67), ММ 39

 II отделение

А. Даргомыжский.

Опера «Русалка» (1856)

Свадебный хор

Ария Княгини.

Ария Наташи.

Ария Ольги. 

С. Рахманинов.

«Слышишь, свадьбы звон святой, золотой» из поэмы «Колокола» для хора, трех солистов и оркестра, ор.35

Н. Римский-Корсаков.

Симфоническая сюита «Ночь на горе Триглав» из оперы-балета «Млада» (1892)

  

 

Симфонический оркестр Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России СЕРГЕЙ СТАДЛЕР 

Режиссер  Ирина Фокина

Солисты «Петербург-концерта»

Ансамбль солистов «Рождество»

Художественный руководитель  заслуженная артистка России Ольга Ступнева

Продолжительность — 1 час 40 минут с антрактом

Эрмитажный театр
Дворцовая наб., д. 34
29 июня
Четверг
19:00