Афиша
Рахманинов. Оперы по Пушкину: «Алеко», «Скупой рыцарь»
Творческое наследие Сергея Рахманинова включает три оперы: «Алеко» и «Скупой рыцарь», созданные по произведениям Александра Пушкина, а также «Франческа да Римини», написанная на сюжет «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Одноактная опера «Алеко», в основе которой фабула пушкинской поэмы «Цыганы», стала дипломной работой Рахманинова по окончании Московской консерватории в 1892 году. Появившаяся в рекордные сроки — за семнадцать дней — опера привлекла внимание музыкальной общественности и в 1893 году была поставлена на сцене Большого театра.
Одним из горячих поклонников первого оперного творения Рахманинова стал Чайковский, присутствовавший на премьере и высказавший пожелание о том, чтобы опера «Алеко» и его опера «Иоланта» шли в один вечер.
В последующих постановках «Алеко» принимали участие выдающиеся певцы. Так, подлинной удачей стала интерпретация титульной партии для Федора Шаляпина — большого друга Рахманинова.
Первое исполнение одноактной оперы «Скупой рыцарь» по одноименной поэме Пушкина, входящей в цикл «Маленькие трагедии», состоялось в 1906 году также в Большом театре.
На этот раз либретто написал сам композитор, практически ничего не изменив в тексте поэмы, а лишь немного сократив его. Рахманинов последовал путем старших коллег, создававших оперы на неизменные пушкинские строки, среди которых «Каменный гость» Александра Даргомыжского, «Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова, «Пир во время чумы» Цезаря Кюи.
Опера «Скупой рыцарь» пронизана глубоким трагизмом. Подчас ведущая роль в создании образов действующих лиц и в целом атмосферы оперы принадлежит оркестру. Римский-Корсаков отмечал: «В музыке оперы есть весьма сильные, яркие драматические моменты. Сцена Барона, любующегося накопленным золотом, замечательна. Главное внимание композитора – в оркестре, а вокальная партия как бы приспособлена к нему».
В программе вечера, посвященного 150-летию со дня рождения Рахманинова, прозвучат опера «Алеко» и в образно-тематическом плане связанное с ней Каприччио на цыганские темы для симфонического оркестра, а также будут представлены фрагменты оперы «Скупой рыцарь».
«Рахманинов. Оперы по Пушкину: Алеко, Скупой рыцарь»
I отделение
Опера «Скупой рыцарь» (1905), ор. 24,
Увертюра
Монолог барона
Финал
II отделение
Опера «Алеко» (1892), TN 70
Режиссер — Ирина Фокина
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
Художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России Сергей Стадлер
Ансамбль солистов «Рождество»
Художественный руководитель — заслуженная артистка России Ольга Ступнева
Ансамбль «Барыня»
Руководитель — заслуженная артистка России Татьяна Тимохина
Солисты «Петербург-концерта»
Продолжительность — 2 час 15 минут с антрактом
-
Сергей СтадлерХудожественный руководитель «Петербург-концерта» и главный дирижёр Симфонического оркестра Санкт-Петербурга
-
-
-
Ольга Ступневахудожественный руководитель филармонической деятельности, руководитель ансамбля «Рождество»
-
Государственный ансамбль танца «Барыня»ансамбль песни и танца