Абонементы
Ученые и музыка. Часть первая
Ученые и музыка
Как известно, талантливый человек — талантлив во всем. И не стоит удивляться тому, что многие великие ученые не мыслили свою жизнь без музыки: одни профессионально музицировали, другие сочиняли музыку. Альберт Эйнштейн великолепно играл на скрипке, а основатель квантовой теории Макс Планк — на фортепиано. Александр Бородин прославился и как выдающийся композитор, и как талантливый химик-органик. Уильям Гершель сначала стал известен как композитор и виртуозный музыкант, затем серьезно занялся оптикой и астрономией, открыв новую планету — Уран (и два ее спутника). Самый известный космолог и астрофизик последних десятилетий Стивен Хокинг был настоящим меломаном и имел необычайно глубокие музыкальные познания.
Абонемент «Ученые и музыка» предлагает поискать ответы на вопросы, которые волнуют многих. Что объединяет научную деятельность и занятия музыкой? Помогает ли разносторонность интересов совершать научные открытия или продуктивнее сосредоточиться на одной сфере? Что думали и писали об этом сами ученые? Какие жанры музыки были им особенно близки?
В мир звуковых образов слушателя погрузят ведущие артисты «Петербург-концерта». Музыку сопровождает оригинальный видеоряд, иллюстрирующий связь развития научного знания и искусства.
Продолжительность концерта — 1 час 20 минут без антракта
5 октября 2024
Галилео Галилей. Музыка звёзд
В 2024 году исполняется 460 лет со дня рождения великого физика, астронома и математика Галилео Галилея. Будущий ученый родился в музыкальной семье. Его отец, Винченцо Галилей — композитор, лютнист, теоретик музыки — не готовил своего сына к научной карьере и запрещал заниматься математикой. Однако со временем строгий отец снял запрет и даже вместе с Галилео исследовал физическую природу звука. Сам же Галилео Галилей превосходно играл на лютне. Сочинения Винченцо Галилея выдержали проверку временем и прочно вошли в репертуар не только исполнителей старинной музыки, но и солистов-гитаристов.
Жизнь и научные открытия Галилео Галилея вдохновили, пожалуй, самого влиятельного композитора наших дней Филипа Гласса на создание экспериментальной оперы-портрета «Галилео Галилей». Её фрагмент наряду с сочинениями Винченцо Галилея и других композиторов эпохи барокко включен в программу концерта.
Исполнители: заслуженный артист России Михаил Радюкевич (гитара), Артём Мелихов (тенор), Наталья Варламова (фортепиано), лауреат международных конкурсов Константин Щеников-Архаров (лютня)
Вступительное слово — историк науки, профессор Игорь Дмитриев
2 ноября 2024
Невероятный дуэт. Альберт Эйнштейн и Макс Планк
Альберт Эйнштейн считал, что «наука раскрывает неизвестное в природе, а музыка — в человеческой душе, причем именно то, что не может быть раскрыто в иной форме, кроме музыки» раскрывает неизвестное в природе, а музыка — в человеческой душе. Сам знаменитый физик играл на скрипке, а его современник, основатель квантовой теории Макс Планк в молодости всерьез раздумывал стать ли ему концертирующим пианистом или заняться физикой. Эйнштейн и Планк нередко играли вместе, и этот удивительный дуэт — скрипка и фортепиано — вошел в историю как музыки, так и науки.
Артисты «Петербург-концерта» представят публике произведения, которые исполняли герои программы — Сонату Моцарта Соль-мажор для скрипки и фортепиано, Чакону Баха для скрипки соло, фортепианные пьесы Брамса и Шумана.
Исполнители: Михаил Бондарев (скрипка), заслуженный артист России Сергей Форостяный (фортепиано)
Ведущие: историк науки, профессор Яков Рабкин, Наталья Варламова
7 декабря 2024
Загадка Александра Бородина
«Сколько ему досталось даров: и могучий разум ученого, и гений композитора, и литературное дарование. Ни одного таланта не зарыл он в землю, все развил и отдал народу, человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии», — так охарактеризовал Бородина критик Владимир Стасов.
Но есть ли связь между успешной научной деятельностью и композиторским творчеством? Как удавалось Бородину мощно проявлять себя в столь разных сферах деятельности? Несмотря на множество исследований, феномен Бородина до сих пор остается загадкой…
В программу вошли фрагменты оперы «Князь Игорь», романсы, музыка для струнного квартета, фортепианные миниатюры и литературные сочинения А. П. Бородина.
Исполнители: Квартет им. Н. А. Римского-Корсакова, Ансамбль солистов «Рождество» (хуждожественный руководитель — заслуженная артистка России Ольга Ступнева)
Ведущие: историк науки профессор Яков Рабкин, Наталья Варламова
4 января 2025
Формула музыки. Пифагор, Эйлер и другие
С давних времен философы и ученые пытались постичь пленительную тайну музыки посредством математических вычислений. Так, великий Пифагор, изучая связь чисел и музыкальных интервалов, создал целое учение, положив в основу своей Школы мудрости два искусства — музыку и математику. Основоположник рационалистического метода философ Рене Декарт в юношеском трактате «Компендиум музыки» размышлял о том, что музыка должна быть разнообразной, соразмерной и достаточно ясной для восприятия.
Знаменитый математик и механик Леонард Эйлер, работавший и в Петербурге, оставил нам музыковедческие труды — «Опыт новой теории музыки» и «Письма к немецкой принцессе».
Программа «Формула музыки» объединит фрагменты сочинений великих математиков, комментарии к трудам ученых и музыкальные шедевры Вивальди, Скарлатти, Моцарта, Форе, Делиба, завораживающие слушателей на протяжении веков и десятилетий.
Исполнители: Анастасия Симанская (сопрано), Наталия Кривёнок (меццо-сопрано), Наталья Капустина (флейта), Квартет им. Н.А. Римского-Корсакова, Наталья Варламова (фортепиано)
Ведущие: Наталья Варламова, Антон Денисов
Автор проекта — Наталья Варламова
Если вы по каким-либо причинам не можете посетить очередное мероприятие абонемента, сообщите об этом, позвонив в кассу Дома Кочневой по тел. +7 (812) 779 10 92. Вам будет предложено альтернативное мероприятие, которое вы сможете посетить по билету абонемента.
В случае отказа зрителя от посещения абонемент может быть возвращен в театральную кассу Дома Кочневой только полностью и только ДО наступления даты первого мероприятия! Частичный возврат билетов, входящих в абонемент, не осуществляется!
Администрация СПб ГБУК «Петербург-концерт» оставляет за собой право в отдельных случаях (по независящим от нее причинам) производить изменения в программах и составе исполнителей, а также переносить даты абонементных концертов. Убедительно просим держателей абонементов уточнять даты проведения концертов по телефону +7 (812) 779 10 92.
Абонемент приобретается на каждого зрителя, независимо от возраста.