Абонементы
Русская утопия
Уважаемые зрители, абонемент отменен.
Билеты подлежат возврат по месту приобретения.
Приносим извинения за доставленные неудобства
Музыкально-интеллектуальный цикл «Русская утопия»
Одна из самых ярких утопических концепций в истории мировой культуры — утопия русского авангарда. Она так поразила человечество, что удержалась в умах и памяти людей на многие десятилетия, передавая из поколения в поколение своё наследие как некую формулу, которая конструирует новую реальность в соответствии с собственным пониманием совершенства и истинной красоты.
Авангард идет последовательно к своей утопии, постепенно расставаясь с подражанием реальности, не находя в ней возможности адекватно выразить свои идеи, а затем всё более решительно строя новый мир, подчиненный метафизическим закономерностям. Авангард словно возвращается туда, откуда началось Возрождение, выдвигая свою собственную идеальную экспериментально-утопическую концепцию миропорядка.
Авторы цикла, учитывая колоссальное разнообразие авангардистских течений в сфере мирового искусства, отталкиваются от музыкальных утопий Античности, слегка касаясь утопических трансформаций Средневековья, Возрождения, через 1910—1920-е годы и течения 1960—1980-х, осваивают новые музыкальные идеи дня сегодняшнего.
Утопия — это мечта в своей критической стадии, мечта, которая может возникнуть только в наиболее сложные моменты мировой истории, в эпохи социальных сломов и потрясений.
Продолжительность каждого концерта — 1 час 15 минут без антракта
13 октября 2024
Футуристическая утопия
Футуризм — мощное авангардное течение, зародившееся в Италии, — послужил точкой отсчета почти молниеносного становления исключительного по форме и содержанию русского футуризма. А стремление футуристов полностью переосмыслить задачи и роль музыки в мировой культуре роднило их с утопическими теориями.
Квинтэссенцией этого радикализма стал шум работающих машин и рев моторов. Они вызывали неподдельный ужас и одновременно искреннее восхищение техническим прогрессом. Так начала складываться собственная мелодия машины — тревожная и мощная, радостная и грозная. Она звучала повсюду и проникала во все сферы искусства, в том числе в музыку.
Программа концерта разворачивается вокруг футуристической, революционно-праздничной утопии, которая нашла свое отражение в сочинениях и акционизме А. Авраамова, А. Мосолова, Н. Рославца, В. Дешевова, Д. Антейла. Их произведения бросали вызов своему времени и продолжают это делать и сегодня. В истории мировой музыки творчество именно этих композиторов олицетворяло собоймашинную утопию 1920-х годов.
«Футуристическая утопия» — попытка озвучить эту «утопию», понять, какие настроения прошедшей эпохи нашли в ней отражение и чем она похожа на то, что происходит с нами сейчас.
Музыку сопровождает видеоряд, созданный из кадров кинохроники, архивных фотографий, живописных работ художников-авангардистов начала ХХ века.
Программа
А. Авраамов. «Симфония гудков»
Д. Антейл. «Смерть машин». Отрывки из Ballet mécanique из одноименного кинофильма Фернана Леже
А. Мосолов. «Завод. Музыка машин», Струнный квартет № 1
В. Дешевов. «Рельсы»
Н. Рославец. Квартет № 3
А. Хубеев. «Остров возрождения — песня мёртвого города»
Г. Дорохов. Квартет № 3 «Save as…»
Исполнители: Алексей Исаев (флейта), Александр Захаренко (кларнет), Алексей Глазков (фортепиано), Артур Зобнин (скрипка), Дмитрий Лебедев (виолончель)
10 ноября 2024
Меланхолия-II
В ходе истории от Античности до наших дней слово меланхолия приобрело чрезвычайно широкую палитру значений, с ним связано множество образов, форм, оттенков.
Первый автор, который специально писал о меланхолии, жил в III в. до Р. Х. Мы его знаем под именем Аристотеля. В трактате с ярким названием «Проблемата» сказано, что меланхолия касается всех сфер культуры. Она проникает повсюду: в политику, в искусство, в литературу, в религию. Она становится глобальным явлением — культура попадает в объятия, если не сказать в тиски меланхолии.
Впрочем, рискованно утверждать, что вся культура вышла из меланхолии, потому что меланхолия всегда на грани патологии. Наоборот, культура, в том числе и меланхолия, вышли из устремления, из яркого порыва к гармонии. Из того, что Гёте назвал «великой серьезностью духовного устремления». Аристотель говорит, что это свойство выдающихся личностей, которые стремятся к чему-то большему, стремятся выйти за рамки банальности, общепринятых норм. По представлениям греков, меланхолия выражает глубинную гармонию духа в очень широком значении этого слова. Эта гармония включает в себя как микрокосм, то есть человека, так и макрокосм — вселенную, мироздание.
Все сочинения программы в той или иной степени написаны под влиянием этого особенного состояния и являют собой срез не только современной русской композиторской школы, но и музыки конца XIX — начала XX века. Программа «Меланхолия-II» исследует историческую ретроспективу аффекта, сталкивая между собой сочинения прошлого и настоящего.
Программа
Н. Хрущёва. «Русские тупики» (версия для ансамбля)
А. Гедике. Ноктюрн для кларнета и фортепиано
П. Чайковский. «Меланхолическая серенада» для скрипки и фортепиано
А. Глазков. «Опавшие листья» для скрипки и фортепиано
А. Скрябин. Этюд до-диез минор, оp. 2 № 1
С. Лаврова. «Меланхолия-2021»
П. Чайковский. Сентиментальный вальс для виолончели и фортепиано
В. Цыбин. Анданте для флейты и фортепиано
А. Зобнин. «Потеряется ли моя душа?» (для ансамбля)
А. Лядов. Прелюдия си минор, оp. 11 № 1 для фортепиано
Исполнители: Алексей Исаев (флейта), Александр Захаренко (кларнет), Алексей Глазков (фортепиано), Артур Зобнин (скрипка), Дмитрий Лебедев (виолончель)
12 января 2025
Русский карнавал
«Карнавал не созерцают — в нем живут, и живут все, потому что по идее своей он всенароден. Пока карнавал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной. От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространственных границ. Во время карнавала можно жить только по его законам, то есть по законам карнавальной свободы» (Михаил Бахтин).
Карнавал сближает, объединяет людей, сочетая высокое с низким, великое с ничтожным, мудрое с глупым. В нем словно воскресает первобытный хаос с его логикой мира «наизнанку», символикой постоянных перемещений верха и низа, «лица» и «зада», с разнообразными видами пародий, переодеваний, шутовских развенчаний. При этом карнавальная утопия, будто бы призванная скрывать подлинное лицо человека, на самом деле выставляет напоказ его внутреннюю суть, которую он обычно вынужден скрывать.
В программу «Русский карнавал», собранную вокруг сюиты из «Истории солдата» И. Стравинского, войдут расшифровки фольклорных наигрышей, русские плясовые композиторов разных эпох — от П. Чайковского до современных молодых российских композиторов.
Программа
П. Чайковский. «Трепак» (переложение для ансамбля Артура Зобнина)
Псковский наигрыш «Барыня», белгородский наигрыш «Жарко пахать» (расшифровка Артура Зобнина)
И. Стравинский. «История солдата» (сюита для скрипки, кларнета и фортепиано)
С. Слонимский. Мини-партита
Я. Судзиловский. Мем (для ансамбля), заказ в рамках программы Союза композиторов России «Ноты и квоты»
М. Булошников. «Песня сторожа»
Исполнители: Алексей Исаев (флейта), Александр Захаренко (кларнет), Алексей Глазков (фортепиано), Артур Зобнин (скрипка), Дмитрий Лебедев (виолончель)
13 апреля 2025
Русский иллюзион (вечер киномузыки)
В кино утопическое сознание проявляется в разных жанровых симбиозах, неожиданно «выскакивая» откуда ни возьмись.
Начиналось всё с феерий Жоржа Мельеса, безудержное воображение которого рождало мириады вымышленных миров. Одна из самых знаменитых его картин «Путешествие на Луну» предлагала ироничное прочтение классического сюжета Жюля Верна и сталкивала путников на Луне с персонифицированными небесными телами, которые побуждали их взаимодействовать определенным образом. Лунная утопия как будто отвечала утопии земной, где, на радость зрителям, ядро в жерло пушки вталкивали миловидные танцовщицы и земная цивилизация представала забавной коллаборацией убеленных сединами ученых и юных красавиц.
Кино — визуальное искусство, поэтому оно очень хорошо умеет показывать визуальную иллюзию — фантазии, сновидения, воспоминания и, конечно, утопии. Но без музыки это невозможно.
Программа
М. Таривердиев. «У тебя такие глаза…»
Г. Фиртич. «Мани, мани!»
Г. Фиртич. «Прощание с Репино по монетарным причинам»
А. Рыбников. «Я тебе, конечно, верю»
А. Глазков. «Можно ли всему этому верить?» (версия для голосов, ансамбля и электроники)
В. Соловьёв-Седой. «Вечерняя песня»
Н. Хрущёва. «Словно в сказке»
А. Рыбников. «Мама»
Д. Хоров. «Мама»
И. Дунаевский. «Марш энтузиастов»
А. Кнайфель. «Шрамы марша (I)»
А. Петров. «А напоследок я скажу»
Исполнители: Алексей Исаев (флейта), Александр Захаренко (кларнет), Алексей Глазков (фортепиано), Артур Зобнин (скрипка), Дмитрий Лебедев (виолончель), Анна Аджемова (сопрано), Петр Гайдуков (тенор)
*Приобретая абонемент, вы получаете бонус: билет на танцевальный спектакль «Механические танцы» — реконструкцию миниатюр Николая Фореггера от Танцевальной компании «Канон данс» в Екатерининском собрании
«Механические танцы. Реконструкция» (реконструкция миниатюр Николая Фореггера)
Еще одна утопия 1920-х годов — производственное искусство — ставила своей задачей соединение искусства с материальным производством на базе современных промышленных технологий. Неудивительно, что научная организация труда, существовавшая в тот период, не разграничивала технику и искусство, считая создание средств производства творческим процессом. В основе производственного подхода лежала идея о том, что работа с машинами рождает новый тип творческого человека, а искусство будущего, соответственно, виделось в результатах производственного труда.
Режиссер превращался в «художника-машиниста», актер — в «механизированное тело», а театр — в «предприятие индустриального типа». Таким образом воплощалась наиважнейшая и первоочередная задача деятелей культуры — помочь инженеру, конструктору, рабочему создавать качественные функциональные вещи без брака и помарок, которые можно было бы назвать произведениями искусства.
Программа концерта представляет собой реконструкцию гротескных хореографических миниатюр легендарного театрального режиссера и хореографа-новатора Николая Фореггера.
Если по каким-либо причинам вы не можете посетить очередное мероприятие абонемента, сообщите об этом, позвонив в кассу Дома Кочневой по тел. +7 (812) 779 10 92. Вам будет предложено альтернативное мероприятие, которое вы сможете посетить по билету абонемента.
В случае отказа зрителя от посещения абонемент может быть возвращен в театральную кассу Дома Кочневой только полностью и только ДО наступления даты первого мероприятия! Частичный возврат билетов, входящих в абонемент, не осуществляется!
Администрация СПб ГБУК «Петербург-концерт» оставляет за собой право в отдельных случаях (по независящим от нее причинам) производить изменения в программах и составе исполнителей, а также переносить даты абонементных концертов. Убедительно просим держателей абонементов уточнять даты проведения концертов по телефону +7 (812) 779 10 92.
Абонемент приобретается на каждого зрителя, независимо от возраста.