Afisha
«Маленькие трагедии» Пушкина в опере
Лучшие номера из опер Даргомыжского, Римского-Корсакова, Кюи и Рахманинова прозвучат в прекрасном исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга и солистов оперных театров.
«Маленькие трагедии» Пушкина послужили основой для прекраснейших камерных опер русских композиторов. Все эти оперы написаны на оригинальный текст с незначительными изменениями.
Первым был Даргомыжский. В «Каменном госте» он добавил только подходящие по сюжету слова двух романсовых номеров, создав «миниатюры в миниатюре», именуемые с тех пор «Песнями Лауры» и представляющие собой вполне самостоятельные шедевры вокальной музыки. Опера осталось незаконченной. Её завершили друзья композитора – Кюи и Римский-Корсаков.
Римский-Корсаков обратился к сюжету Пушкина «Моцарт и Сальери» в начале 1897 года, а в августе завершил работу. В эти годы Римский-Корсаков особое внимание уделял мелодической выразительности, следствием чего явилось создание около 50 романсов. В той же манере была задумана и опера. «Сочинение это, – указывал композитор, – было действительно чисто голосовым; мелодическая ткань, следящая за изгибами текста, сочинялась впереди всего; сопровождение, довольно сложное, образовалось после, и первоначальный набросок его весьма отличался от окончательной формы оркестрового сопровождения». Свидетели рождения этого шедевра, в частности, замечательная певица Надежда Забела-Врубель, восторженно отзывались о «домашнем» исполнении этой оперы. Фёдор Шаляпин пел обе партии, а Сергей Рахманинов аккомпанировал на рояле. Опера в двух сценах посвящена памяти А. С. Даргомыжского. В нашем концерте опера «Моцарт и Сальери» прозвучит полностью.
В 1900 г. появилась опера Кюи «Пир во время чумы». Композитор продолжил линию Даргомыжского, развив ее, и в какой-то степени предвосхитив будущие направления. Опера носит речитативный характер. Но помимо речитативов здесь есть и потрясающие мелодические номера. Главный вокальный номер всей оперы – Песня Мери. В ней прекраснейшая яркая мелодия, которая запоминается с первого прослушивания, и которая замечательно передает сюжетное настроение.
Опера Рахманинова «Скупой рыцарь» закончена в 1904 г. Это камерная опера, отличающаяся единством настроения и музыкальной драматургии. Центр оперы – развернутый монолог Барона из второй картины, в котором речитативные моменты чередуются с краткими ариозными, передавая размышления Скупого рыцаря. «Музыка оперы очень талантлива, – писал Римский-Корсаков. – Есть весьма сильные, яркие драматические моменты. Но в целом почти непрерывно текущая плотная ткань оркестра подавляет голос. Главное внимание композитора – в оркестре, а вокальная партия как бы приспособлена к нему».
Замечательное по музыке произведение редко ставится на оперной сцене и столь же редко звучит во фрагментах с концертной эстрады. В нем отсутствуют замкнутые арии или ансамбли, которые могли бы исполняться отдельно. Монологическая сцена барона считается слишком большой в качестве такого концертного номера.
Римский-Корсаков. Вступление к опере А. С. Даргомыжского «Каменный гость»
Даргомыжский. «Каменный гость» – две песни Лауры
Кюи. «Пир во время чумы» – песня Мери
Рахманинов. «Скупой рыцарь» – фрагменты оперы
Римский-Корсаков. «Моцарт и Сальери» – опера в концертном исполнении
Лаура, Мери – заслуженная артистка России Галина Сидоренко (меццо-сопрано)
Барон – Михаил Никаноров (баритон)
Моцарт – Евгений Наговицын (тенор)
Сальери – заслуженный артист республики Карелия Владимир Целебровский (баритон)
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
художественный руководитель и главный дирижер –
народный артист России Сергей Стадлер
-
Галина Сидоренкомеццо-сопрано
-
Сергей СтадлерХудожественный руководитель «Петербург-концерта» и главный дирижёр Симфонического оркестра Санкт-Петербурга
-