Afisha
Сергей Курехин. Музыка из кинофильмов и не только
В 2024 году исполнилось бы 70 лет одному из самых ярких героев российской культуры конца ХХ века — композитору, музыканту-авангардисту, актеру, художнику, лицедею и мистификатору Сергею Курёхину. Однажды он точно сформулировал, пожалуй, основной принцип своего творчества: «Понимаете, всё время хочется невозможного. А раз невозможного хочется, значит, оно существует».
Выступления его самого известного проекта — «Поп-механики» — производили ошеломляющее впечатление. На сцене творилось нечто невероятное для советского времени: академических исполнителей сменяли герои советского рока, оперных див — цирковые акробаты, а именитых артистов — обезьянка на велосипеде. Буйство курёхинской творческой мысли шагало нога в ногу с ураганом перемен, перевернувших страну в 1990-е.
Капитан обладал удивительной внутренней свободой, которая наряду с огромной эрудицией и неистребимым интересом ко всему новому позволяла ему иронично троллить и мистифицировать всё на свете. Интеллигентно и элегантно он убеждал советских телезрителей в том, что по последним научным данным Ленин — гриб и радиоволна, называл утюгон Тимура Новикова «первым советским синтезатором», собранным, по слухам, ни много ни мало Владимиром Маяковским. В «Комплексе невменяемости» его герой читал лекцию об удивительных свойствах «брома, хлорирующегося двумя молекулами углекислого плюмбума», а в «Два капитана-II» рассказывал о белых марокканских карликах, свинках-камикадзе; а также изобретал несуществующие цитаты великих людей задолго до появления Интернета.
В непрерывном творческом хаосе, которым виртуозно дирижировал Курёхин, всегда присутствовала одна постоянная величина — музыка. По словам Анастасии Курёхиной: «Если говорить глобально, он считал себя композитором, музыкантом и уважал свой внутренний талант. Писать музыку была его особая миссия, и все отпущенные судьбой годы он старался выполнить эту задачу».
Разноплановость музыкальных пристрастий Курёхина, его жанровое чутьё, впечатляющий талант импровизатора, живой музыкальный язык и мастерское владение искусством стилизации в полной мере раскрылись в киномузыке. Каждый саундтрек не просто звуковое сопровождение визуального ряда — это, как правило, один из главных героев картины. Невозможно причислить эти партитуры к одному жанру. Как и в «Поп-механике», они вмещают музыку любых направлений: рок и джаз, академическая музыка и авангард. Необычные, то тревожные, то трагические, а то и откровенно фарсовые композиции никого не оставляют равнодушными. Одних они моментально очаровывают, других пугают, а третьих отталкивают.
Впрочем, если перефразировать известную поговорку — всегда лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать. 12 октября Эстрадно-симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением маэстро Андрея Медведева отправит публику в увлекательное путешествие по музыкальной вселенной Сергея Курёхина. В Большом зале Екатерининского собрания прозвучат композиции, написанные к фильмам «Господин оформитель», «Два капитана-II», «Замок» и не только.
Эстрадно-симфонический оркестр Санкт-Петербурга
Художественный руководитель и дирижер — Андрей Медведев
Продолжительность — 1 час 30 минут
-
-
Андрей Медведевдирижёр, художественный руководитель Эстрадно-симфонического оркестра Санкт-Петербурга