Кураторская медиация. Выставка «Очерчивая воздух»

Выставка «Очерчивая воздух» — вторая часть концептуального проекта художника и куратора Анны Червонной «Тонкая нить». Пилотная выставка, посвященная художественному переосмыслению русской идентичности в настоящее время, с большим успехом прошла два года назад в Ростове-на-Дону. В 2024 году команда проекта продолжает интегрировать ювелирное искусство в современный контекст, предложив участникам исследовать способы взаимодействия ювелирных дизайнеров с городским пространством, найти параллели между архитектурными решениями и личными переживаниями.

Важная составляющая этого исследования — воздух: единственная общедоступная вездесущая материя, которую сложно ограничить или присвоить кому-то одному. Только архитектура создаeт эти формальные границы приватизации воздуха, помогая человеку присвоить его. Создатели проекта уверены, что сегодня как никогда важно акцентировать внимание каждого на поиске и обретении своего места в пространстве.

«Для меня этот проект очень личный, — поясняет куратор и автор проекта Анна Червонна. — Уже более пяти лет я активно участвую в выставках и продвигаю себя не только как художница, но и как ювелир. И, конечно, мне хорошо известны «боли» и серые зоны в институциональном развитии независимых художников и ювелиров. В России крайне мало специализированных выставок для ювелиров, поэтому мотивацию приходится буквально высекать из себя. Многие отчаиваются и перестают создавать творческие работы. Я бы хотела, чтобы в России было больше возможностей развиваться ювелирам с разным бэкграундом и целями».

В рамках open-call Анна Червонна предложила участникам пять тем для вдохновения: «Заданный ландшафт»«Город будущего»«Заповедник типовой архитектуры»«Архив памяти»«Архитектоника».

В «Заданном ландшафте» дизайнеры размышляли о смыслах и контексте места, в котором они находятся, анализировали проблемы и контрасты окружающей среды и стремились понять, как с ней работать.

В «Заповеднике типовой архитектуры» собраны тиражные и дизайн-проекты, а также работы, посвященные узнаваемым повторяющимся декоративным мотивам или историческим циклам.

Утраченные уникальные объекты прошлого послужили отправной точкой для размышления о бренности материального мира и о неизбежном угасании оригинальных объектов памяти в «Архиве памяти».

«Город будущего» — ювелирное предсказание будущего: утопия и антиутопия, мечты и предостережения.

Участники, выбравшие «Архитектонику», использовали архитектурные методы при создании украшения: работа с пространством, структурный и инженерный подход, использование строительных материалов (сталь, бетон, стекло, дерево, пластик, найденные объекты).

Тотальная ювелирная инсталляция «Очерчивая воздух» захватит три выставочных пространства Екатерининского Собрания: два отреставрированных зала и долгое время недоступный для публики исторический коридор с законсервированными утратами декора. Именно разнообразие декоративного убранства элегантного особняка, построенного в 1906 году в стиле модерн, побудило Анну Червонну использовать его как место для представления концептуального художественного высказывания. Ведь, с её точки зрения, говорить об архитектуре и её многообразии необходимо через соотнесение понятий «частного» и «целого». Так через ювелирные украшения с личной оптикой художников рождается и тотальная инсталляция о феномене архитектуры, с её неизбежным угасанием в исторических залах Екатерининского собрания.

Екатерининское собрание
19 мая
Воскресенье
16:00
400 руб.