Afisha
Последние романтики
Неизвестные партитуры обладают особой магией, обостряющей внимание исследователей и слушателей; побуждают к вопросам, которые касаются истории создания произведений и причин их забвения; вызывают интерес к личности композитора и помогают в большей мере ее постичь.
В исполнении талантливых музыкантов Северной столицы — представителей «Петербург-концерта» прозвучат сочинения, которые крайне редко украшают концертные афиши. Авторы этих опусов — Сергей Рахманинов и немецкий композитор Макс Регер — современники, 150-летие со дня рождения которых отмечается в 2023 году. Их творческие портреты совершенно различны, однако оба композитора являются наследниками романтической эпохи и ее идеалов, что нашло отражение в их мировоззрении и конкретных произведениях. Любопытно, что и Рахманинов, и Регер совмещали три музыкальные ипостаси: композитор, пианист, дирижер.
Рахманинов дважды обращался к жанру струнного квартета: в юности и в зрелом возрасте, но так и не окончил ни одно из этих произведений. Если первый незавершённый квартет носит следы ученичества и во многом вдохновлен квартетами Петра Чайковского и Александра Бородина, то во втором несомненны черты истинного творческого почерка Рахманинова.
Единственные гастроли Регера в Россию — в Петербург — состоялись в 1906 году. Сам композитор неоднократно упоминал об этом факте в своих письмах и радовался воодушевленному приему публики, сопровождавшемуся большим успехом. В течение трех декабрьских дней были даны концерты, на которых присутствовала консерваторская молодежь, критики и любители музыкального искусства. Прозвучали сочинения, которые ранее не исполнялись в российской столице: косвенное их влияние можно обнаружить в опусах 1910-х годов отечественных авторов, среди которых и молодой Сергей Прокофьев, оставивший такие воспоминания о Регере: «Дирижировал он очень любопытно, без профессиональной подтянутости, но в то же время как-то необычайно вразумительно объясняя руками то, чего он хотел от оркестра. Жесты у него были самые домашние, как будто он находился не на эстраде, а у себя в спальне, в халате, но все это было очень понятно и как бы вкладывало музыку в рот».
Увлечение музыкой Регера в дореволюционной России прошло довольно быстро: вероятно, сказались объективные социокультурые и политические причины. Спустя несколько десятилетий, уже в XXI столетии, наследие немецкого автора вновь привлекает внимание исполнителей, которые представляют его сочинения профессионалам и любителям музыкального искусства.
Программа:
С. Рахманинов. Два неоконченных струнных квартета
Исполнители: Квартет им. Римского-Корсакова
Макс Регер. Серенада ор.77а и Серенада ор.141 для флейты, скрипки и альта
Исполнители: Трио «Серенада»
Варвара Захарова (флейта)
Екатерина Белисова (скрипка)
Алексей Попов (альт)
Концерт ведет Елена Пархоменко
Продолжительность — 1 час 30 минут с антрактом
Экскурсия по Дому Кочневой в 18:00
-
Квартет им. Н. А. Римского-КорсаковаСтрунный квартет