Миры Александра Бородина

В 1833 году, 190 лет назад, 12 ноября (по новому стилю) в Санкт-Петербурге родился Александр Порфирьевич Бородин — выдающийся русский композитор, представитель музыкального сообщества «Могучая кучка». Историк и критик Владимир Стасов оставил о композиторе такое высказывание: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой».

Действительно, партитуры Бородина пленяют удивительным благородством, продуманностью формы и отточенностью музыкального языка.

Однако Бородин увлекался не только музыкой. Еще в детстве его заинтересовала химия. По воспоминаниям друга Михаила Щиглева: «…не только его собственная комната, но чуть не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всякими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами». Бородин окончил Медико-хирургическую академию (ныне Военно-медицинская), защитил диссертацию на ученую степень доктора медицины, совершенствовался в Гейдельберге, выполнил несколько оригинальных химических работ, которые принесли ему известность, стал профессором альма-матер, где читал лекции и вел практические занятия, а также преподавал на Высших женских медицинских курсах.

Музыка Бородина не покидала, но в силу огромной занятости создание опусов часто затягивалось на долгое время. Так, над своей единственной оперой «Князь Игорь» композитор работал в течение восемнадцати лет, но так и не успел ее закончить. Только благодаря Николаю Римскому-Корсакову и Александру Глазунову партитура была завершена и позднее украсила сцену Мариинского театра.

Программа, подготовленная к памятной дате, представляет собою рассказ в форме диалогов. Ученый — историк науки, профессор Яков Рабкин и пианистка, лауреат международных конкурсов Наталья Варламова обсуждают вопросы, которые заинтересуют многих. Как удавалось Бородину сочетать занятия химией и композиторское творчество? Требовало ли это безупречной концентрации и организации времени? Что в конечном итоге оказалось важнее для будущих поколений? Дополняют рассказ видеоиллюстрации, отражающие события необыкновенной жизни композитора.

В концертной программе прозвучат произведения Александра Бородина, которые позволят составить представление об этом самобытном композиторе, его творческих идеалах и музыкальном наследии: фрагменты из оперы «Князь Игорь», Второй струнный квартет, романсы, среди которых такие жемчужины, как «Для берегов отчизны дальной» и «Морская царевна», пьесы для фортепиано.

Исполнители:

Ансамбль солистов «Рождество»

Художественный руководитель и дирижёр, заслуженная артистка России Ольга Ступнева

Наталья Варламова (фортепиано)

Квартет им. Н. А. Римского-Корсакова

Ведение: Наталья Варламова, историк науки Яков Рабкин

Продолжительность — 1 час 20 минут без антракта 

Экскурсия по Дому Кочневой в 18:00

Kochneva house
14 ноября
Вторник
19:00