Вагнер, Брамс

Концертная программа приурочена к 210-летию со дня рождения Рихарда Вагнера и к 190-летию со дня рождения Иоганнеса Брамса — великих немецких композиторов эпохи романтизма, творчество которых является неотъемлемой частью мировой музыкальной культуры.

В 1858 году Вагнер — к этому времени автор таких оперных шедевров, как «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», а также «Золото Рейна» и «Валькирия», вошедших в грандиозную тетралогию «Кольцо нибелунга», — завершил камерно-вокальный цикл на стихи своей возлюбленной для женского голоса и фортепиано, о котором отзывался так: «Лучшего, чем эти песни, я никогда не создавал, лишь немногое из моих произведений может выдержать сравнение с ними».

Пять песен на стихи Матильды Везендонк запечатлели глубокие взаимные чувства композитора и прекрасной молодой женщины, наделенной музыкальным и литературным даром, супруги состоятельного коммерсанта Отто Везендонка, друга и покровителя Вагнера. С Матильдой Везендонк, которая стала его музой, известный композитор делился не только личными и сокровенными мыслями, но и творческими идеями, художественными предпочтениями и размышлениями на философские темы. Позже она вспоминала: «Лучшее, что я знала, я получила от Вагнера».

Одухотворенные отношения и мучительный разрыв с Матильдой Везендонк также нашли отражение в опере «Тристан и Изольда», повествующей о запретной и непреодолимой любви, премьера которой состоялась в 1865 году.

В программе вечера прозвучат Пять песен на стихи Матильды Везендонк, а также фортепианная транскрипция, созданная Ференцем Листом, современником Вагнера, одной из самых трагичных в истории музыки сцен «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда».

В очередном письме к блистательной пианистке Кларе Шуман Иоганнес Брамс признавался: «Я мыслю только музыкой и, если так пойдет дальше, превращусь в аккорд и исчезну в небесах». Радости и страдания, надежды и сомнения, трепетная и одновременно мучительная любовь к Кларе Шуман и расставание с ней воплотились во многих произведениях композитора, зачастую являющихся музыкальным личным дневником.

В начале 1890-х годов Брамс, решивший больше ничего не сочинять, всё же не сдержал данного себе обещания. Так, в 1892 году появляется один из лучших фортепианных циклов композитора — Фантазии для фортепиано, соч. 116, — состоящий из четырех энергичных и оживленных каприччио и трех нежно-созерцательных интермеццо. Последний период творчества Брамса, пережившего любимую женщину только на год, был окрашен в лирико-философские тона и, вероятно, не только выполнял функцию итога жизненного пути, но и воскрешал дорогие сердцу воспоминания. В концертной программе прозвучат камерно-вокальные сочинения Брамса разных лет и некоторые каприччио и интермеццо из 116-го опуса.

Лауреаты международных конкурсов:

заслуженная артистка России Галина Сидоренко (меццо-сопрано), Максим Булатов (баритон)

Анна Корзун (фортепиано), Дмитрий Барбашин (фортепиано)

концерт ведёт Анна Фомичёва

Продолжительность — 1 час 30 минут с антрактом

Kochneva house
14 мая
Воскресенье
19:00