Музыка для флейты и гитары

Изысканная концертная программа объединит сочинения зарубежных композиторов, написанные для дуэта флейты и гитары, а также блистательные транскрипции, созданные для ансамбля этих инструментов.

На рубеже XVIII – начала XIX столетия гитарное искусство достигло особого расцвета, который ознаменован повышенным интересом к самому инструменту, появлением плеяды талантливых исполнителей, среди которых Мауро Джулиани, Никколо Паганини (более известный широкой аудитории как скрипач), Фернандо Сор, Луиджи Леньяни, Фердинанд Карулли, и созданием высокохудожественного репертуара для гитары соло и в ансамбле.

Чрезвычайно распространенная форма досуга и общения — музицирование — также способствовала популярности гитары. Музыковед Т. Ливанова отмечает: «<…> в эту эпоху, когда музыка кажется необходимой для существования, когда флейта, скрипка, клавесин или гитара становятся атрибутами едва ли не каждой семьи, инструментальное музицирование, как любительское, так и профессиональное, приобретает огромную популярность».

Творческий путь Мауро Джулиани — итальянского гитариста, композитора и педагога, переехавшего в Вену, где он получил титул «придворный камерный виртуоз», — приходится как раз на «золотой век» гитары. Музыкант оставил большое композиторское наследие: около трехсот произведений различных жанров, сочиненных как для гитары соло, так и в сочетании с другими  инструментами и в сопровождении оркестра. В программе вечера — Большой концертный дуэт для флейты и гитары, состоящий из трех разнохарактерных частей, который является одним из лучших творений музыканта.

Бела Барток — венгерский композитор-новатор — огромное внимание уделял изучению фольклора не только своей родной страны, но и других регионов Восточной Европы. В начале XX века, в период творческих поисков и формирования своего композиторского стиля, Барток синтезирует элементы национальной музыки разных славянских народов и современных средств музыкальной выразительности. Результатом творческих поисков стали в том числе Румынские народные танцы, появившиеся в 1915 году, которые по сути являются сюитой из шести фортепианных миниатюр. Румынские народные танцы пользуются большой популярностью среди других произведений Бартока и имеют множество инструментальных версий. В концертной программе они прозвучат в переложении для флейты и гитары, что некотором смысле отсылает к первоисточнику: румынские наигрыши, которые стали первоосновой этого произведения, в оригинале исполнялись на пастушеской флейте и скрипке.

Любимым инструментом аргентинского композитора Астора Пьяццоллы, который возвел танго в ранг высокой музыки, был бандонеон (разновидность гармоники), звучащий практически во всех его произведениях. Однако четырехчастная сюита с символическим для Пьяццоллы названием «История танго» написана для дуэта флейты и гитары и является единственным сочинением в наследии маэстро для данного инструментального ансамбля. Каждая часть «Истории танго», как афористическое высказывание, лаконично, но ёмко представляет один из этапов развития жанра от начала 1900-х до 60-х годов.

Маленькая средневековая сюита для флейты и гитары, автором которой является французский композитор XX века Франсис-Поль Дамилак, как будто переносит в далекое прошлое. Прелестная стилизации старинной музыки, некогда звучавшей в исполнении флейты и лютни, на смену которой в европейском искусстве постепенно пришла гитара, напоминает о зарождении светского музицирования и создает романтический флёр минувшего времени.

Исполнители:

лауреат международных конкурсов Варвара Захарова (флейта)

заслуженный артист России Михаил Радюкевич (гитара)

Концерт ведёт Светлана Малецкая

Продолжительность — 1 час 30 минут с антрактом

Kochneva house
14 апреля
Пятница
19:00