«Маленькие трагедии» Пушкина в опере

Лучшие номера из опер Даргомыжского, Римского-Корсакова, Кюи и Рахманинова прозвучат в прекрасном исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга и солистов оперных театров. 

«Маленькие трагедии» Пушкина послужили основой для прекраснейших камерных опер русских композиторов. Все эти оперы написаны на оригинальный текст с незначительными изменениями. 

Первым был Даргомыжский. В «Каменном госте» он добавил только подходящие по сюжету слова двух романсовых номеров, создав «миниатюры в миниатюре», именуемые с тех пор «Песнями Лауры» и представляющие собой вполне самостоятельные шедевры вокальной музыки. Опера осталось незаконченной. Её завершили друзья композитора – Кюи и Римский-Корсаков. 

Римский-Корсаков обратился к сюжету Пушкина «Моцарт и Сальери» в начале 1897 года, а в августе завершил работу. В эти годы Римский-Корсаков особое внимание уделял мелодической выразительности, следствием чего явилось создание около 50 романсов. В той же манере была задумана и опера. «Сочинение это, – указывал композитор, – было действительно чисто голосовым; мелодическая ткань, следящая за изгибами текста, сочинялась впереди всего; сопровождение, довольно сложное, образовалось после, и первоначальный набросок его весьма отличался от окончательной формы оркестрового сопровождения». Свидетели рождения этого шедевра, в частности, замечательная певица Надежда Забела-Врубель, восторженно отзывались о «домашнем» исполнении этой оперы. Фёдор Шаляпин пел обе партии, а Сергей Рахманинов аккомпанировал на рояле. Опера в двух сценах посвящена памяти А. С. Даргомыжского. В нашем концерте опера «Моцарт и Сальери» прозвучит полностью. 

В 1900 г. появилась опера Кюи «Пир во время чумы». Композитор продолжил линию Даргомыжского, развив ее, и в какой-то степени предвосхитив будущие направления. Опера носит речитативный характер. Но помимо речитативов здесь есть и потрясающие мелодические номера. Главный вокальный номер всей оперы – Песня Мери. В ней прекраснейшая яркая мелодия, которая запоминается с первого прослушивания, и которая замечательно передает сюжетное настроение. 

Опера Рахманинова «Скупой рыцарь» закончена в 1904 г. Это камерная опера, отличающаяся единством настроения и музыкальной драматургии. Центр оперы – развернутый монолог Барона из второй картины, в котором речитативные моменты чередуются с краткими ариозными, передавая размышления Скупого рыцаря. «Музыка оперы очень талантлива, – писал Римский-Корсаков. – Есть весьма сильные, яркие драматические моменты. Но в целом почти непрерывно текущая плотная ткань оркестра подавляет голос. Главное внимание композитора – в оркестре, а вокальная партия как бы приспособлена к нему». 

Замечательное по музыке произведение редко ставится на оперной сцене и столь же редко звучит во фрагментах с концертной эстрады. В нем отсутствуют замкнутые арии или ансамбли, которые могли бы исполняться отдельно. Монологическая сцена барона считается слишком большой в качестве такого концертного номера. 

Римский-Корсаков. Вступление к опере А. С. Даргомыжского «Каменный гость»

Даргомыжский. «Каменный гость» – две песни Лауры

Кюи. «Пир во время чумы» – песня Мери

Рахманинов. «Скупой рыцарь» – фрагменты оперы

Римский-Корсаков. «Моцарт и Сальери» – опера в концертном исполнении 

Лаура, Мери – заслуженная артистка России Галина Сидоренко (меццо-сопрано)

Барон – Михаил Никаноров (баритон)

Моцарт – Евгений Наговицын (тенор)

Сальери – заслуженный артист республики Карелия Владимир Целебровский (баритон) 

Симфонический оркестр Санкт-Петербурга

художественный руководитель и главный дирижер –

народный артист России Сергей Стадлер

 

Вторая площадка
3 июня
Пятница
19.00