Миг и вечность

Серия программ «С. Рахманинов и Серебряный век» Международного фестиваля имени А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов «Миг и вечность» посвящена музыке великого представителя отечественного музыкального искусства — композитора, пианиста, дирижера С. Рахманинова и его современников. Российский период творчества Рахманинова совпадает с одним из ярчайших периодов культуры России рубежа XIX–XX веков, вошедшего в историю как Серебряный век.

В концерте прозвучат известные и редко исполняемые сочинения, написанные Сергеем Рахманиновым и композиторами его времени, которые выявляют многогранность русской музыки.

В первом отделении будет представлен Первый концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и Концерт для фортепиано с оркестром Антона Аренского; во втором — Первая симфония Александра Гречанинова. 

Первый фортепианный концерт Рахманинов написал, являясь студентом выпускного курса Московской консерватории. В произведении еще слышны романтические отголоски концертов Шопена, Шумана, Листа, Грига, А. Рубинштейна и вместе с тем убедительно проявились черты, свойственные подлинному рахманиновскому стилю. В этой редакции первая часть Концерта была исполнена автором в Московской консерватории под управлением ее ректора В. Сафонова в 1892 году. 

В программе Первый концерт прозвучит во второй (последней) редакции, которую композитор создал чуть более чем через четверть века, в 1917 году, совершенствуя свое сочинение и основательно его переработав. В этой редакции он был впервые исполнен автором в Нью-Йорке в 1919 году. Концерт посвящен учителю и кузену С. Рахманинова, зятю Павла Третьякова, выдающемуся пианисту Александру Зилоти, 160-летие со дня рождения которого отмечали в прошлом году.

Солистка — известная петербургская пианистка Юлия Стадлер, художественный руководитель фестиваля.

Выпускник Петербургской консерватории, Аренский — впоследствии профессор Московской консерватории (среди его учеников — Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Рейнгольд Глиэр) — большое внимание уделял созданию фортепианной музыки, прежде всего миниатюр.

Концерт для фортепиано с оркестром (единственное обращение композитора к этому жанру) написан Аренским в молодые годы — в пору студенчества. Произведение получило высокую оценку строгого педагога – Римского-Корсакова, – который считал Концерт «идеалом ученической работы». Однако вскоре сочинение обрело большую популярность как зрелый образец русского инструментального концерта.

Концерт для фортепиано с оркестром Аренского, наполненный юношеским обаянием и романтическим флером, с отголосками музыки Шопена (любимого композитора) и русского романса, прозвучит в исполнении талантливой и яркой московской пианистки Элеоноры Карпуховой.

Творческое наследие Александра Гречанинова (проучившегося несколько лет в Петербурге у Н. Римского-Корсакова) чрезвычайно велико и включает оперы, балеты, музыку к драматическим спектаклям, симфонии, струнные квартеты, фортепианные опусы, а также хоровые произведения, получившие наибольшее признание.

Гречанинов, происходивший из купеческой семьи и вынужденный отстаивать свое право быть музыкантом, признавался: «Я не принадлежал к тем счастливцам, жизненный путь которых усеян розами. Каждый шаг моей артистической карьеры стоил мне неимоверных усилий».

Эмигрировавший после революции, Гречанинов продолжал создавать музыку и за рубежом — во Франции, а затем в Соединённых Штатах Америки, однако многие сочинения автора до сих пор неизвестны широкому кругу слушателей.

В том числе не найдено свидетельств премьеры в Санкт-Петербурге Первой симфонии Гречанинова. Симфония, вдохновленная лучшими образцами русской оркестровой музыки, прозвучит в исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Михаила Леонтьева.

«…удивительно умен в музыке, как-то все тонко и верно обдумывает. Это очень интересная музыкальная личность», — отзывался об А. Аренском его старший современник П. Чайковский.

ПРОГРАММА:

I отделение

С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа-диез минор (1890-91, ред. 1917), соч. 1

Солистка — Юлия Стадлер

А. Аренский. Концерт для фортепиано с оркестром фа минор (1882), соч. 2

Солистка — Элеонора Карпухова

II отделение

А. Гречанинов. Симфония № 1 си минор, соч.6

  

Исполнители:

лауреаты международных конкурсов Юлия Стадлер (фортепиано)Элеонора Карпухова (фортепиано)

Художественный руководитель фестиваля — Юлия Стадлер

Симфонический оркестр Санкт-Петербурга

художественный руководитель и главный дирижер

народный артист России Сергей Стадлер 

Дирижер  Михаил Леонтьев

Продолжительность — 2 часа с антрактом

Екатерининское собрание
наб. к. Грибоедова, 88-90
30 марта
Суббота
19:00