Мир камерной музыки. Трио.

Концертная программа представляет собой изысканную коллекцию выдающихся сочинений камерной музыки, предполагающих участие трех исполнителей. Слушателей ожидает знакомство с разными по составу трио, созданными зарубежными композиторами.

Камерные ансамбли, в которых тот или иной состав инструментов со временем закрепился и стал устойчивым, начали формироваться еще в XVI веке. Классический состав трио, в который входит скрипка, виолончель и фортепиано (ранее клавесин), сложился в последней трети XVIII столетия. Вольфганг Амадей Моцарт семь раз обращался к подобной инструментальной группе. Трио гения музыкальной культуры, являясь абсолютно самостоятельными и законченными произведениями, нередко перекликаются с другими его опусами, создаваемыми параллельно: симфониями, сонатами, операми, концертами, вокальными и инструментальными ансамблями, и отражают эволюцию стиля венского классика. В концертной программе прозвучит светлое и жизнерадостное Трио до мажор.

Концертный терцет для альта, виолончели и гитары ре мажор, написанный Никколо Паганини в пору творческой зрелости, является не только проявлением личных пристрастий композитора в выборе инструментов, но и демонстрирует «свободу нравов» романтической эпохи. Так, на авансцене музыкального искусства XIX века появляется альт, который долгое время находился в тени своих струнно-смычковых «коллег»: скрипки и виолончели. Итальянский маэстро, чей творческий портрет прочно ассоциируется со скрипкой, также превосходно играл на альте и гитаре и периодически включал эти инструменты в состав различных своих произведений.

Камерные миниатюры «Утихшая тоска» на стихи Фридриха Рюккерта и «Духовная колыбельная» на стихи Эмануэля Гейбеля, свободно перефразировавшего строки Лопе де Вега, составляют микроцикл Две песни для контральто, альта и фортепиано Иоганнеса Брамса. Одухотворенный ансамбль композитор посвятил близким друзьям — супружеской паре — скрипачу Йозефу Иоахиму и его жене Амалии. Исполнение приурочено к 190-летию со дня рождения немецкого композитора-романтика.

Жизненный и творческий путь немецкого композитора Макса Регера приходится на рубеж XIX–XX веков. Предпочитавший работать в жанрах «чистого» музыкального искусства, композитор отстаивал свое кредо: «Я твердо убежден, что не могу плыть вместе с половодьем программной музыки». Серенада для флейты, скрипки и альта соль мажор, созданная Регером в 1915 году, апеллирует к галантному классицизму, но неожиданные гармонии и терпкие созвучия выдают в ней причастность к иному времени.

Концертино для флейты, альта и фортепиано, принадлежащее Эрнесту Блоху, завершит концертную программу. Швейцарско-американский композитор, а также скрипач, дирижер, педагог, автор статей, Блох оставил довольно объемное наследие, для которого было характерно претворение интонаций еврейской духовной музыки в академические жанры европейской музыкальной культуры.

Программа:

Вольфганг Амадей Моцарт. Трио для скрипки, виолончели и фортепиано  до мажор, KV 548

Никколо Паганини. Концертный терцет для альта, виолончели и гитары ре мажор

Йоганнес Брамс. Две песни для контральто, альта и фортепиано, соч. 91

Макс Регер. Серенада для флейты, скрипки и альта, соч. 141

Эрнст Блох. Концертино для флейты, альта и фортепиано

 

Исполнители:

заслуженная артистка России Галина Сидоренко (меццо-сопрано)

заслуженный артист России Михаил Радюкевич (гитара)

лауреаты международных конкурсов Екатерина Белисова (скрипка), Варвара Захарова (флейта), Алексей Попов (альт), Игорь Клыков (виолончель), Анна Корзун (фортепиано)

Продолжительность — 1 час 20 минут без антракта

Экскурсия по Дому Кочневой в 18:00

Дом Кочневой
Наб. реки Фонтанки, 41
16 декабря
Суббота
19:00