Рапсодия клавиш и струн

Концертная программа объединяет сочинения отечественных и зарубежных композиторов, в которых гитара будет звучать в ансамбле с клавесином, органом и фортепиано.

На рубеже XVIII – начала XIX столетия гитарное искусство достигло особого расцвета, который ознаменован повышенным интересом к самому инструменту, появлением плеяды талантливых исполнителей и созданием высокохудожественного репертуара для гитары соло и в ансамбле.

Чрезвычайно распространенная форма досуга и общения — музицирование — также способствовала популяризации искусства игры на гитаре. Музыковед Т. Ливанова отмечает: «…в эту эпоху, когда музыка кажется необходимой для существования, когда флейта, скрипка, клавесин или гитара становится атрибутом едва ли не каждой семьи, инструментальное музицирование, как любительское, так и профессиональное, приобретает огромную популярность».

В XX–XXI веках гитара, в огромном репертуаре которой проявляются ее неповторимые художественные возможности, по-прежнему вызывает интерес композиторов, исполнителей и слушателей.

Симоне Молинаро — итальянский композитор эпохи Возрождения — создавал сочинения для лютни, которые позднее стали исполняться на гитаре. Изящный стиль Молинаро, сложившийся под воздействием других композиторов Италии более раннего времени, нашел отражение во многих инструментальных произведениях, в которых, как правило, выделяется выразительная мелодическая линия.

Немецкий композитор и педагог XVII – первой половины XVIII века Сильвиус Леопольд Вайс написал более тысячи сочинений для лютни, часть из которых не сохранилась. Также перу композитора принадлежат концерты и камерные ансамбли с участием любимого инструмента. В наши дни сочинения Вайса не так часто представлены на концертной эстраде, и слушателям предложена редкая возможность познакомиться с одним из его произведений.

Луиджи Боккерини — итальянский композитор и исполнитель-виртуоз, великолепно владевший виолончелью, также писал музыку и для гитары. Его многочисленные инструментальные ансамбли отличают галантность и утонченный мелодизм. Современник Вольфганга Амадея Моцарта, Боккерини в определенной степени своим творчеством повлиял на музыку венских классиков, среди которых также Йозеф Гайдн и Людвиг ван Бетховен.

Ленинградский гитарист Владимир Вавилов записал несколько пластинок, в том числе «Лютневая музыка XVI – XVII веков». Как оказалось, автором некоторых произведений являлся сам исполнитель. Музыкальные мистификации, среди которых и знаменитая «Аве Мария», предписываемая Джулио Каччини, получили широкую известность, и со временем стали публиковаться с фамилией «настоящего» композитора.

Творческий путь Елены Попляновой связан с Санкт-Петербургом, где она обучалась в консерватории в классе Владислава Успенского, и Челябинском, в котором композитор родилась и преподает. Поплянова — автор разножанровых сочинений, среди которых оперы, романсы, симфонические опусы, ансамбли для различных ансамблей инструментов, которые исполняются в России и за рубежом. Пожалуй, творческое кредо Попляновой самым лучшим образом выражено в ее словах: «Быть композитором — сродни высококвалифицированному ювелиру».

Кульминацией концерта станет исполнение второй части — лирической сердцевины — знаменитого Аранхуэсского концерта Хоакино Родриго. Испанский композитор, лишившийся в детстве дара зрения, обучался в Валенсии и Париже; его гастроли проходили в разных странах Европы, в Японии и Соединенных Штатах Америки. Аранхуэсский концерт — самое известное сочинение Родриго, — созданный в 1939 году, написан в преддверии глобальной исторической катастрофы и под впечатлением от личных трагических потрясений.

Исполнители:

заслуженный артист России Михаил Радюкевич (гитара)

лауреат международных конкурсов Ольга Котлярова (орган, клавесин, фортепиано)

ведущая — Ольга Ворсина

Продолжительность — 1 час 10 минут без антракта

Экскурсия по Дому Кочневой в 18:00 

Kochneva house
23 июня
Пятница
19:00