Скрипка времён Наполеона

Блистательная программа, включающая редко звучащие сочинения для скрипки с оркестром, посвящена европейскому скрипичному искусству времени правления Наполеона и господствующего стиля ампир («имперский»), для которого были характерны величественность, парадность, роскошь и благородный пафос.

Еще в 1795 году в столице Франции открылась первая в мире консерватория, куда принимали граждан независимо от иерархической принадлежности и происхождения, так как музыкальное образование было признано общественным делом, необходимым для служения новой государственной системе и продвижения ее интересов.

Скрипичные классы Парижской консерватории, в которых преподавали прославленные мастера, считались передовыми в Европе и во многом повлияли на развитие скрипичного искусства разных школ мира.

Родольф Крейцер — один из ярчайших представителей французской музыки рубежа XVIII–XIX веков, талантливый скрипач, обладавший, по воспоминаниям современников, страстным темпераментом и безупречной интонацией, педагог, композитор, ныне известен широкой публике благодаря сонате Бетховена, получившей название Крейцерова — в честь музыканта.

В программе прозвучат два сочинения Крейцера, в том числе Полонез из Концерта для скрипки с оркестром № 3, посвященный патриарху французской скрипичной школы Пьеру Гавинье — прославленному маэстро XVIII столетия.

Великолепный скрипач-виртуоз Пьер Роде, концерты которого с огромным успехом проходили не только во Франции, но и в других странах Европы, а также в России: в Санкт-Петербурге и в Москве, — на протяжении нескольких лет являлся солистом императорского двора Наполеона Бонапарта, а позже — Александра I. «Прелесть, чистота, изящество» — так охарактеризовал игру Роде его друг и коллега Пьер Байо.

Согласно легенде, Бетховен посвятил свой Первый романс для скрипки с оркестром, созданный в 1802 году, именно Роде. В тот период немецкий композитор был чрезвычайно восхищен фигурой Наполеона, его идеями и государственными инициативами, однако после того, как французский правитель объявил себя императором, Бетховен резко изменил свое отношение к нему.

Луиджи Керубини — итальянский композитор и педагог — большую часть жизни провел во Франции и снискал уважение многих известных музыкантов. Именно Керубини стоял у истоков создания Парижской консерватории, а позже возглавлял это учебное учреждение около двадцати лет.

Композитор вошел в историю музыки прежде всего как автор опер, однако в его творческом наследии немало произведений, посвященных торжественным церемониям и празднествам эпохи Революции. В их числе Гимн Пантеону, на тему которого Керубини написал Вариации для скрипки с оркестром.

Имя Шарля Филиппа Лафона — ныне многим неизвестное — некогда не сходило с афиш. Придворный скрипач французского, а затем российского двора, в стиле которого соединялись элегантность, кантиленность и виртуозный блеск, принял участие в состязании с Паганини, состоявшееся в театре «Ла Скала» в Милане в 1816 году. Паганини вспоминал: «У Лафона звук оказался, может быть, красивее, чем у меня, но аплодисменты публики мне ясно показали, что в этой борьбе я не потерпел поражения».

В 1831 году весь Париж был у ног великого генуэзца, где в течение двух месяцев Паганини давал концерты, исполняя по обыкновению не только свои произведения, но и сочинения других авторов. В том числе в репертуар скрипача входили концерты Крейцера и Роде, в которых он, следуя негласной традиции, мог заменить ту или иную часть сочинения фрагментом своего произведения или исполнить обе версии. Среди восторженной публики находился и писатель Оноре де Бальзак, который выразил мнение, пожалуй, многих слушателей: «Паганини представляется мне Наполеоном жанра».

 

Симфонический оркестр Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России Сергей Стадлер

Солист — Сергей Стадлер (скрипка)

Продолжительность — 2 час 20 минут с антрактом

Большой зал Санкт-Петербургской Академической филармонии им. Д. Д. Щостаковича
5 июня
Понедельник
19:00