Время Рахманинова

Фортепианный вечер. К 150-летию со дня рождения композитора и пианиста

В концертной программе прозвучат фортепианные сочинения Сергея Рахманинова, 150-летие которого отмечается в 2023 году, а также композиторов — его современников: Петра Чайковского, Александра Скрябина, Николая Метнера. Разнообразие жанров и стилей фортепианных опусов составит представление не только о насыщенной музыкальной палитре рубежа XIX–XX веков, но и о творческих пристрастиях Рахманинова-пианиста, получившего мировое признание при жизни.

«Руки, которые стоят миллион!» — под таким заголовком вышел один из выпусков американской газеты, на опубликованном снимке которой Рахманинов, не любивший общения с прессой, закрыл лицо руками. Красивые и невероятно большие кисти — пианист мог охватить двенадцать белых клавиш! — привлекали внимание и в жизни, и на концертной эстраде.

В России и за рубежом выступления Рахманинова проходили триумфально, однако музыкант был предельно строг к себе и всегда тщательно готовился к концертам. Искусствовед Мариэтта Шагинян отмечала: «Он ни разу, ни в одном глухом городишке, не позволил себе легко отнестись к своему исполнению, и все равно, какая бы публика ни была перед ним, он ей давал самое свое лучшее, самое первоклассное. Это всегда был Сергей Рахманинов, тот, кто и перед пустой залой, если он сел за рояль, должен создать, сотворить вещь, дать её абсолютно, сгореть в ней…»

Репертуар Рахманинова был чрезвычайно широк и включал не только авторские сочинения, но и произведения конца XVII – начала XX века таких композиторов, как: Бах, Гендель, Моцарт, Глюк, Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Шопен, Шуман, Лист, Григ, Сен-Санс, Дебюсси.

Особое внимание пианист уделял музыке Чайковского, с которым, несмотря на тридцатитрехлетнюю разницу в возрасте, у него сложились теплые, дружеские отношения. Чайковский, в свою очередь, отмечал огромный талант Рахманинова: «Я предсказываю ему великую будущность».

Взаимоотношения со Скрябиным, композитором и пианистом, который был на год старше Рахманинова и с которым они учились в классе по фортепиано у выдающегося педагога — Николая Зверева, а затем в Московской консерватории, по воспоминаниям музыкального критика Леонида Сабанеева, «были корректны, но как-то тревожно настороженны». Действительно, взгляды на искусство, творческие предпочтения и эстетические идеалы у Скрябина и Рахманинова являются абсолютно полярными, что находит отражение в их музыке. Однако ранние опусы Скрябина вызывали у Рахманинова симпатию, а после скоропостижной кончины композитора-оппонента он даже дал несколько концертов в память Скрябина.

К самобытному таланту композитора, пианиста, педагога Николая Метнера Рахманинов относился с огромным уважением. Рахманинов неоднократно оказывал помощь и поддержку своему младшему коллеге, оказавшемуся в сложной ситуации в эмиграции, и способствовал популяризации его сочинений в Европе и Соединённых Штатах Америки. Метнер считал, что Рахманинов «Божьей милостью музыкант», и оставил о нем такое высказывание: «Ценность и сила Рахманинова заключается именно в воображении, то есть в принятии в душу свою музыкальных образов подлинника. Его исполнение всегда творчественно, всегда как бы “авторское” и всегда как бы “в первый раз”. Он всегда, как истинный Баян, будто импровизирует, слагает неслыханную песню».

Лауреат международного конкурса Дмитрий Барбашин (фортепиано)

Концерт ведёт музыковед,  заслуженный работник культуры РФ Лариса Воронцовская

Продолжительность — 1 час 20 минут без антракта

Экскурсия по Дому Кочневой в 18:00

 
Kochneva house
8 апреля
Суббота
19:00