Рахманинов. Наследие мастера

Композитор и пианист Николай Метнер отзывался о своем современнике Сергее Рахманинове, с которым их связывали добрые уважительные отношения, так: «Нам ценна не одна его природная связь с музыкальной материей, но, главным образом, связь с основными смыслами музыки, с её образами и со всем её существом; он во всех своих проявлениях поражает нас, главным образом, одухотворением знаков, оживлением музыкальных элементов».

В программе прозвучат сочинения Рахманинова, созданные им в разные творческие периоды и отражающие не только многогранность таланта композитора, но и его мировосприятие и духовные искания. 

Первая часть симфонии ре минор написана в 1891 году, за год до окончания Московской консерватории. Это одна из первых оркестровых партитур Рахманинова, так и оставшаяся неоконченной, которая при жизни композитора не издавалась и была опубликована лишь после его кончины — в 1947 году. Симфонию принято называть «Юношеской». Ее музыкальный материал во многом опирается на оркестровые произведения Чайковского, однако прослеживаются и некоторые черты, ставшие впоследствии характерными для творчества Рахманинова.

Симфоническая поэма «Остров мёртвых» написана композитором в 1908-1909 годах под впечатлением от черно-белой репродукции одноименной картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина.
Живописное полотно с изображением скалистого острова в Тирренском море с мрачными кипарисами, к которому приближается лодка с двумя пассажирами — гребцом в темном одеянии и со стоящей мужской фигурой в светлом хитоне, создает ощущение таинственности и вечного покоя. Трактовка «Острова мёртвых» Рахманинова совершенно иная: скорбное отчаяние и трагическое восприятие неотвратимости смерти переданы с предельной эмоциональностью человека сильного духом и жаждущего жизни.

Скерцо для оркестра ре минор относится к самым ранним оркестровым сочинениям музыканта. Пятнадцатилетний Рахманинов посвятил это произведение своему двоюродному брату Александру Зилоти, у которого учился на фортепианном отделении Московской консерватории. Оркестровая миниатюра вдохновлена скерцо Феликса Мендельсона из музыки к комедии «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира.

Каприччио на цыганские темы для симфонического оркестра, задуманное в 1892 году, после оперы «Алеко» по поэме «Цыганы» Александра Пушкина – дипломной композиторской работы Рахманинова, является продолжением данной народно-жанровой тематики. 

Вероятно, в Каприччио на цыганские темы композитор прежде всего стремился создать яркий оркестровый колорит, обращаясь в качестве примера к Итальянскому каприччио Петра Чайковского, вышедшему из-под пера в 1880 году, и Испанскому каприччио Николая Римского-Корсакова, появившемуся спустя семь лет, в 1887 году.

Вариации на тему Корелли, написанные Рахманиновым в поздний творческий период, в 1931 году, стали его последним крупным сочинением для фортепиано. В качестве цитаты Рахманинов использовал тему из Двенадцатой скрипичной сонаты крупнейшего итальянского композитора и скрипача рубежа XVII – XVIII веков Арканджело Корелли. Тот, в свою очередь, обратился к мелодико-гармонической структуре старинного народного танца фолия (в переводе «безумие») португальского происхождения, который являлся частью карнавального действа еще с конца XV столетия и тема которого неоднократно находила отражение в академической музыке более позднего времени. 

Вариации на тему Корелли, которые прозвучат в переложении для оркестра, проникнуты глубоким трагизмом, продиктованным размышлениями композитора, вынужденно покинувшего родину, о жизни, судьбе художника и его взаимодействии со временем.

Концертная программа приурочена к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова — композитора, пианиста, дирижера, чье творческое наследие вдохновляет и находит отклик в сердцах слушателей всего мира. 

ПРОГРАММА:

Юношеская симфония ре​ минор,​ неоконченная​ (I часть —1891)

Остров мёртвых, симфоническая поэма ор. 29 (1908)

Скерцо для оркестра ре минор (1887), TN 40

Вариации на тему Корелли в переложении для симфонического оркестра (1931), ор.42

«Каприччио на цыганские темы», симфоническая поэма (1892-1894), ор.12

 

 

Симфонический оркестр Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России СЕРГЕЙ СТАДЛЕР                 

Дирижер — Михаил Леонтьев                              

Продолжительность — 1 час 30 минут без антракта        

Екатерининское собрание
21 апреля
Пятница
19:00