Всенощное бдение

«Всенощное бдение», задуманное Сергеем Рахманиновым в конце 1914 года, является выдающимся образцом произведения для хора а капелла и по праву входит в сокровищницу отечественной и мировой духовной музыкальной литературы. Композитор, отличавшийся особой требовательностью к себе, на этот раз был доволен: «Я и не знал, что написал такую хорошую музыку!»

Всенощным бдением (всенощной) называется православное богослужение, которое совершается накануне определенных церковных праздников. Первоначально, при строгом соблюдении, эта служба продолжалась от захода солнца до рассвета и включала великую вечерню, утреню и первый час, а позже была несколько сокращена.

Всенощная, зародившаяся в Византии, с XI века получила распространение на Руси, и в течение последующих столетий ее музыкальное оформление неоднократно менялось.

В конце XIX – начале XX века в русской музыкальной культуре появляются знаковые хоровые сочинения с названием «Всенощное бдение», которые выходят за рамки церковной службы и становятся самостоятельными концертными произведениями, ознаменовав расцвет академической духовной музыки. Среди композиторов, по-своему претворивших старинные знаменные распевы и традиции православного церковного пения, такие композиторы, как Петр Чайковский, Александр Кастальский, Александр Гречанинов, Павел Чесноков.

Причины, побудившие Рахманинова написать «Всенощную», глубоко личные и связаны, вероятно, с сильными детскими впечатлениями от посещения церковных служб благодаря бабушке — Софье Александровне Бутаковой; религиозностью, которую он никогда не афишировал; и внутренней потребностью — соприкоснуться с истоками отечественного музыкального наследия в период Первой мировой войны. Музыковед Борис Асафьев полагал, что «Всенощное бдение» Рахманинова появилось «как ответ, возникший из крепких корней народного эпоса о мире всего мира».

Десять песен цикла написаны на подлинные распевы, а пять, по воспоминаниям композитора, «сознательно подделывались под Обиход». Премьера «Всенощного бдения», посвященного Степану Смоленскому — знатоку православного церковного пения, состоялась с огромным успехом в марте 1915 года в Москве в исполнении Синодального хора под управлением Николая Данилина. В течение месяца сочинение было повторено еще четыре раза, а средства от некоторых концертов направлены в пользу пострадавших от Первой мировой войны.

Грандиозное двенадцатиголосное творение Рахманинова — своего рода лирико-эпическая благоговейная молитва о мудрости, духовной красоте, сохранении истинных ценностей и о судьбе России.

Исполнение «Всенощного бдения» приурочено к 150-летию со дня рождения великого композитора.

Запись «Всенощной» С. В. Рахманинова Петербургского Камерного Хора была удостоена диплома «Грэмми» Американской музыкальной академии в 1995 году.

Петербургский Камерный хор

Главный дирижер и художественный руководитель — заслуженный деятель искусств России Николай Корнев

Продолжительность — 1 час без антракта

В рамках проекта «Создание антологии русской хоровой музыки» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и при участии Санкт-Петербургского Регионального Общественного фонда развития исполнительских искусств

Екатерининское собрание
4 апреля
Вторник
19:00