Музыка чешских композиторов

В концертной программе прозвучат камерно-инструментальные произведения, которые представят разные грани чешской музыкальной культуры XIX–XX веков.

В 1880 году, всего лишь за пятнадцать дней, Антонин Дворжак — классик композиторской школы Чехии, — перу которого принадлежит огромное количество сочинений, в том числе в области камерной музыки, написал Сонату для скрипки и фортепиано фа мажор. «Сейчас я чувствую потребность написать что-нибудь серьезное — трио или скрипичную сонату. Это сохранило бы мне теперь хорошее настроение», — делился композитор в одном из писем к издателю Фрицу Зимроку.

В Сонате, которая исполнялась при жизни автора, нашли претворение черты венского классицизма, проявившиеся в выборе жанра и форме каждой из частей сочинения, особая поэтичность образов и настроений, характерная для романтизма — основного художественного направления позапрошлого столетия, а также музыкальные темы, навеянные национальными, удивительными по красоте чешскими мелодиями.

Официальная премьера Терцета для двух скрипок и альта до мажор состоялась в Праге в 1887 году. Это произведение, в котором Дворжак исполнял альтовую партию, было написано для совместного музицирования со скрипачом из оркестра Национального театра Яна Пеликана и бравшего у него уроки Йозефа Крюйса.

Богуслав Мартину, чье творчество приходится на первую половину XX века, испытал влияние позднего романтизма, импрессионизма, джаза, но главным для композитора было обращение к истокам чешской музыки, которая в его сочинениях тонко переплетается с современными интонациями.

Судьба Мартину сложилась довольно драматично: в силу разных обстоятельств его жизнь в основном проходила вдали от родины — во Франции, Италии, Швейцарии, Соединенных Штатах Америки. Зачастую возвращением в любимую Чехию становились произведения, порой являющиеся откликом на происходящие события.

Однако часть творческого багажа Мартину вполне находится в русле тенденций западноевропейской музыкальной культуры. Так, Три мадригала для скрипки и альта, созданные в 1947 году, отражают интерес композитора к стилю неоклассицизма с его стремлением возвращения к музыке прошлого и переосмыслению художественного наследия.

Инструментальный состав Мадригалов побуждает вспомнить подобные ансамбли Вольфганга Амадея Моцарта, а сам жанр — многоголосные песни а капелла с изысканным переплетением голосов эпохи Возрождения, которые впоследствии трансформировались в мелодии с сопровождением, а в XX столетии могли и вовсе лишиться вокальной партии, перепорученной различным инструментам.

Леош Яначек — младший коллега Дворжака, творчество которого оказало на него значительное воздействие. Также композитор с большим уважением относился к русской культуре — литературе и музыке в частности, — и даже мечтал учиться у Антона Рубинштейна в Санкт-Петербургской консерватории, но этим планам не суждено было осуществиться.

Наиважнейшим делом для Яначека стало изучение чешского, в основном моравского, фольклора. Он совершил огромное количество экспедиций по своему родному краю, по крупицам собирая старинные мелодии, напевы и инструментальные наигрыши.

Не до конца понятый и оцененный при жизни, Яначек во многом предвосхитил музыкальные ориентиры будущего и как будто заглянул из XIX столетия в следующий век.

Над Сонатой для скрипки и фортепиано композитор работал довольно долго: с 1914 по 1922 год. Яначек чрезвычайно строго относился к своему творчеству и тщательно обдумывал замысел и его воплощение в каждом произведении. Эмоциональный строй Сонаты, задуманный в начале Первой мировой войны, довольно напряженный и тревожный. «…Я почти слышал звон стали, бьющейся в моей беспокойной голове…» – вспоминал Яначек. Хотя вторая часть сочинения вносит некоторое умиротворение, а четвертая напоминает своего рода раздумье, нарушаемое иногда романтическими порывами и экспрессивным диалогом инструментов.

Программа:

Антонин Дворжак. Соната для скрипки и фортепиано фа мажор, соч. 57

Антонин Дворжак. Терцет для двух скрипок и альта до мажор, соч. 74

Богуслав Мартину. Три мадригала для скрипки и альта

Леош Яначек. Соната для скрипки и фортепиано

 

Исполнители: Алиса Федорова (скрипка), Нарэ Папян (фортепиано), Вячеслав Агабеков (альт), Елена Раскова (скрипка), Дмитрий Чернышенко (альт)

Концерт ведёт музыковед, заслуженный работник культуры России Лариса Воронцовская

 

Продолжительность — 1 час 30 минут с антрактом

Экскурсия по Дому Кочневой в 18:00

 

Kochneva house
9 февраля
Четверг
19:00