Симфонический марафон–2022
Симфонии мистики и просветления

4 декабря «Петербург-концерт» и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством народного артиста России, виртуозного скрипача и дирижера Сергея Стадлера вновь представляют Симфонический марафон. В музыкальном мире этот академический цикл не имеет аналогов ни по масштабу исполнения, ни по продолжительности концертов.  

Девятый по счету марафон называется «Симфонии мистики и просветления» и — согласно логике названия — посвящен исследованию феномена музыки как самого нематериального из искусств. Где и как рождается симфония? В голове композитора, в его нотной тетради, в гармонии разрозненных звуков в момент исполнения партитуры оркестром? Или все-таки за пределами материального мира — в опыте, принятом считаться мистическим, в момент единения гения с высшей силой, которая определила место и роль человека на Земле?

Концепцию марафона объединяет интерес к наследию целой плеяды композиторов XIX – начала XX века: 4 декабря в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга прозвучат симфонические произведения Александра Скрябина, Густава Малера, Рихарда Вагнера, Сезара Франка, Рихарда Штрауса. В их творчестве четко прослеживается влияние философии позднего романтизма с его глубинными настройками на отчаянный поиск истины, жажду духовного совершенства и обретение гармонии в религиозно-мистическом опыте души — через искусство. 

Оставаясь верным концепции симфонического марафона, Сергей Стадлер выделяет главного героя: в этом году музыкальный мир отмечает 150-летие со дня рождения выдающегося русского композитора Александра Скрябина. Его творчество, с одной стороны, — это подлинное национальное достояние России, к сожалению, во многом недооцененное, но оказавшее огромное влияние на развитие отечественной композиторской школы. С другой стороны, наследие Скрябина — это свидетельство мировоззрения того времени. Индивидуальный опыт проживания средствами музыки мощнейших человеческих состояний: любви, смерти, свободы, катарсиса, единения с божественным началом — имеет гуманистическое значение и не привязан к географии.

Символично, что откроет марафон шестичастная симфония «Хвала искусству», премьера которой состоялась в 1900 году в Санкт-Петербурге. Скрябин, написавший стихотворный текст к заключительному разделу сочинения, на протяжении всей жизни декларировал возможность просветления и преображения человека именно силой искусства:

О дивный образ Божества,
Гармоний чистое искусство!
Тебе приносим дружно мы
Хвалу восторженного чувства.
 

Над партитурой Десятой симфонии, по трагическому стечению обстоятельств так и оставшейся незавершенной, Густав Малер работал в 1910 году. Первая часть – Адажио, наиболее законченная австрийским композитором, после его кончины стала исполняться как самостоятельное произведение. Возвышенное хоральное звучание музыки, как будто рождающейся здесь и сейчас, а также сохранившиеся эскизы позволяют предположить образ горнего мира как высшего храма человеческой души, отбросившей иллюзорность реальности и сосредоточившейся на бесконечно прекрасном.

В величайшей опере Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда», первое исполнение которой состоялось в 1865 году в Мюнхене, основное внимание, как луч прожектора, направлено на многогранное чувство любви двух героев. «Гипертрофированная чувствительность», по мысли Ромена Роллана, находит претворение уже в сцене вступления к опере, которое представляет квинтэссенцию состояний Тристана и Изольды: томление, надежда, страсть, ликование. Сцена смерти Изольды, жизнь которой немыслима без Тристана, одна из самых трагических в мировой музыкальной культуре. По замыслу оперы смерть как единственная возможность воссоединения возлюбленных возводится до некого абсолюта и оказывается не столько противоположностью, сколько оборотной стороной любви, единым с ней духовным явлением.

В творческом наследии Сезара Франка Симфония ре минор занимает особое место. Первые наброски симфонического полотна, завершенного в 1888 году, относятся еще к концу 60-х годов XIX столетия. Драматургический замысел трехчастной симфонии строго выверен композитором, для которого самосовершенствование и самоотверженное служение искусству были, пожалуй, аксиомой.

Симфоническая поэма «Смерть и просветление» Рихарда Штрауса появилась под воздействием философских трудов Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше в 1889 году. Идея страдания и неизбежности смерти соединяется с концепцией всепобеждающего духа. В одном из писем композитор дал следующую характеристику скрытой программы своего творения: «У меня мелькнула мысль изобразить в симфоническом сочинении смертный час человека, который всегда стремился к достижению высших идеалов, то есть художника».

Завершит грандиозный симфонический марафон Вторая симфония Александра Скрябина, впервые прозвучавшая в Петербурге 120 лет назад под управлением Анатолия Лядова, отмечавшего чрезвычайно сложный язык партитуры. Монументальный пятичастный симфонический цикл, выстроенный «от мрака к свету», в полной мере отражает мировоззрение композитора. Преодоление скорби и страданий, полет мечты и утверждение силы человеческого духа как единственно возможного итога развития настоящей личности составляют основные грани драматургии симфонии. 

...Все, чего мы не видим и чему не находим объяснения с позиций классической физики, зачастую признается не существующим. Но ведь музыка жива, и, пока пишется человеческая история, великие композиторы не устают доказывать ее божественное назначение и суть — она может и должна делать людей лучше. 

Программа:

I отделение

16:00 — 16:50

А. Скрябин. Симфония 1 ми мажор «Хвала искусству» (1900), op. 26

 II отделение

17:05 — 18:00
Г. Малер. Адажио из симфонии №10 фа диез мажор (неоконченная) (1910)

Р. Вагнер. Вступление и смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда»

III отделение

18:15 — 19:00

С. Франк. Симфония pе минор (1886-1888), FWV 48

 19:00 — 20:00 Перерыв

 IV отделение

20:00 — 20:30

Р. Штраус. «Смерть и просветление», симфоническая поэма для оркестра (1888-1889), op. 24

 отделение

21:00 — 22:00

А. Скрябин. Симфония №2 до минор «Мистическая» (1902), op. 29             

 

Симфонический оркестр Санкт-Петербурга

художественный руководитель и главный дирижер Народный артист России

Сергей Стадлер

Дирижер Сергей Стадлер

Вторая площадка
4 декабря
Воскресенье
16:00