Эти четыре человека

Иранскую классическую музыку называют чудом, услаждающим слух: беспрерывно, на протяжении нескольких тысячелетий, она сохраняет и питает национальную культуру, не изменяя древним основам и не устаревая. Одна эпоха сменяет другую, рождаются и умирают цивилизации, а иранская музыка наряду с величественной архитектурой, философским эпосом и пронизывающей всё мистической поэзией служила и служит неиссякаемым источником духовного наслаждения. Будучи одним из древнейших и величайших явлений мировой культуры, она отражает и воплощает мировоззрение иранского народа, его историю, его идеалы и нравственные ценности.

Иранская музыкальная традиция продолжает покорять сердца и умы современных людей, и это неудивительно – ведь одна из её особенностей состоит в том, что мастерство передается от одного поколения музыкантов к другому не по учебникам, а устно, индивидуально, в моменте живого сотворчества.

Сложно организованные монологи-авазы не сочиняются полностью и не фиксируются заранее. Любая композиция — это всегда очень личная история. Каждый певец и музыкант одновременно является и исполнителем, и композитором, и философом. Но всё же чистой импровизацией иранское классическое пение назвать нельзя. Для него существует канонический набор мелодико-ритмических формул, корни которых теряются в глубинах древних религиозных практик и магических ритуалов великих жрецов. Каждый элемент — это и лад, и принцип музицирования, и последовательность мелодических элементов. Процесс же соединения их в единую композицию зависит от интуиции и интеллектуального расчета исполнителя. Из канонического «словаря» мелодических моделей он выбирает именно те, что наиболее созвучны моменту и мелодии его души. Именно певец создает аваз, а музыканты-инструменталисты «отвечают» на него, усиливая заданную тему при помощи тембровых и фактурных средств.

Каждый раз заново витиеватый музыкальный узор рождается здесь и сейчас. Проникновенный вокал в тесном союзе с неповторимыми тембрами традиционных иранских инструментов раскрывает несравненную красоту иранской музыки и отправляет слушателей в завораживающее путешествие по миру собственной души. В этом заключается одно из сокровищ иранской культуры — искусство «бедахэ» или «бедахэ навази», особый род музыкального творчества, когда в едином порыве вдохновения и сопереживания, с учетом жестких законов многовековой традиции, создается неповторимое звуковое полотно.

Программа «Эти четыре человека» представит петербуржцам музыку современного Ирана — актуальную и почитающую традиции, рафинированную и спонтанную. В фокусе вечера — виртуозное искусство звезды иранского аваза, обладателя редкого по красоте голоса Хосейна Нуршарга, ученика великих мастеров — Малека Масуди и тегеранского музыканта Разави Сарвестани. Хосейн Нуршарг сотрудничает с Московской консерваторией, где развивает изучение музыкальной культуры Ближнего и Среднего Востока и организует разнообразные иранские проекты.

Концерт «Эти четыре человека» входит в программу 21-го Международного музыкального фестиваля «Вселенная звука», традиционного форума Московской консерватории, который в Санкт-Петербурге проводится в партнёрстве с Центром национальной культуры «Петербург-концерта» и Российским институтом истории искусств с 17 мая по 1 июля 2023 года. Яркое и самобытное явление в музыкальном мире, этот авторитетный фестиваль вот уже более 20 лет дарит представителям разных этносов и культур уникальную возможность для прямого творческого общения на языке музыкального искусства. 

Иранский классический аваз и музыка Сияваша Валипура

 Хосейн Нуршарг (иранское классическое пение)

Сиваш Валипур (сантур)

 Алиреза Дарьяи (каманче)

Марьям Ходабахш (уд)

Негар Эзази (ударные)

 

Продолжительность — 1 час 20 минут без антракта

Екатерининское собрание
наб. к. Грибоедова, 88-90
21 мая
Воскресенье
19:00