Литургия

В концертной программе с глубоким названием «Литургия» прозвучат сочинения трех композиторов, в которых основной темой является осмысление божественного начала, вероятно сопровождаемое внутренним диалогом со Всевышним. И хотя напрямую с литургией — главным христианским богослужением, в котором «едиными устами и единым сердцем» прославляют Бога, ни одно из произведений не связано, однако каждое из них есть своего рода стремление причаститься.

В первом отделении будет представлено духовное произведение «Семь последних слов Спасителя на кресте» Йозефа Гайдна в версии для струнного оркестра. Являясь искренне верующим человеком, австрийский композитор неоднократно обращался к религиозным сюжетам в качестве основы для своих музыкальных опусов. Сочинение «Семь последних слов Спасителя на кресте», вдохновленное текстом Евангелия, состоит из семи адажио, обрамленных вступлением и заключением, — медленных и спокойных по темпу частей, которые побуждают к размышлениям о Боге и о человеке.

Современного российского композитора Сергея Ахунова называют адептом минимализма, а его произведения характеризуют как «благозвучные, искренние и открытые». В программе музыкального вечера прозвучит сочинение, получившее название «Литургия. Избранные части» для четырнадцати струнных и перкуссии, премьера которого состоялась в прошлом 2022 году в исполнении камерного оркестра «Дивертисмент» под руководством Ильи Иоффа. В одном из интервью музыкант отмечал: «Нет важнее и прекраснее той музыки, которая звучит внутри каждого из нас, и Сергей Ахунов простыми и, на первый взгляд, почти наивными приемами позволяет этой вибрации войти в резонанс с теми звуками, которые он фиксирует на бумаге. Его музыка красива и изначально “знакома”, ей веришь абсолютно и немедленно, с первых тактов. Ее хочется слушать и переслушивать, играть и интерпретировать, хочется смотреть в партитуру и любоваться переплетениями голосов, как любуешься чертами давно знакомого и любимого лица».

Британский современный композитор Гэвин Брайерс — автор произведения Jesus’ Blood Never Failed Me Yet(«Кровь Иисуса никогда не подводила меня») для предварительно записанной ленты и струнного ансамбля — вспоминал: «В 1971 году я жил в Лондоне и работал со своим другом, Аланом Пауэром, над фильмом о людях, живущих за чертой бедности <…>. Во время процесса съемки кто-нибудь из тех, кого мы снимали, мог запеть какую-нибудь пьяную песенку — иногда кусок оперы, иногда сентиментальную балладу, а один человек, который, кстати, пьяным не был, спел религиозную песню Jesus' Blood Never Failed Me Yet. Эта часть в конечном счете не попала в фильм, но мне отдали все неиспользованные материалы, включая и эту песню тоже». Брайерс добавил оркестровое сопровождение и «зациклил» пение, в котором многократное повторение слов становится одновременно медитацией и молитвой:

Кровь Христа никогда меня не подводила,
Кровь Христа никогда меня не подводила.
Это всё, что знаю я,
Что Он настолько любит меня.

Программа:

Й. Гайдн. Семь последних слов Спасителя на кресте

С. Ахунов. Литургия. Избранные части

Г. Брайарс. Jesus’ Blood Never Failed Me Yet 
(«Кровь Иисуса никогда не подводила меня»)

 

Камерный оркестр «Дивертисмент»

Художественный руководитель — заслуженный артист России Илья Иофф

Продолжительность — 2 отделения с антрактом

Мальтийская капелла
Садовая ул., 26
1 апреля
Суббота
19:00