Вагнер. Штраус. Брамс

Грандиозные сочинения немецких композиторов XIX – первой половины XX века составят программу вечера, смысловым лейтмотивом которой является воплощение трагедийного начала в произведениях музыкального искусства, способствующего эсхатологическим размышлениям и духовному самосовершенствованию.

В величайшей опере Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда», первое исполнение которой состоялось в 1865 году в Мюнхене, основное внимание, как луч прожектора, направлено на многогранное чувство любви двух героев. «Гипертрофированная чувствительность», по мысли Ромена Роллана, находит претворение уже в сцене вступления к опере, которое представляет квинтэссенцию состояний Тристана и Изольды: томление, надежда, страсть, ликование.

Сцена смерти Изольды, жизнь которой немыслима без Тристана, одна из самых трагических в мировой музыкальной культуре. По замыслу оперы смерть как единственная возможность воссоединения возлюбленных возводится до некого абсолюта и оказывается не столько противоположностью, сколько оборотной стороной любви.

Четыре последние песни для сопрано с оркестром, созданные Рихардом Штраусом в 1948 году, за год до кончины, завершают большой творческий путь композитора. Написанные на стихи Германа Гессе и Йозефа фон Эйхендорфа, песни «Весна», «Сентябрь», «Отход ко сну» и «На закате» проникнуты внутренним спокойствием и мудрым отношением к непреложным законам бытия.

Некоторые аспекты партитуры Песен являются чрезвычайно личными для композитора. Так, тембр голоса — сопрано, звучащий в этих и во многих других песнях Штрауса отсылает к образу любимой им супруги и музы — певице Паулине де Ана, а по-особому выделяющаяся партия валторны напоминает об отце — Франце Штраусе, который профессионально владел этим инструментом.

Вершиной симфонического наследия Иоганнеса Брамса по праву считается Четвертая симфония, написанная в 1884–1885 годах, — в пору расцвета таланта композитора.

Произведение, открывающееся напевной лирической темой, венчает трагедийный финал. Неслучайно музыковед Иван Соллертинский охарактеризовал общий план симфонии как движение «от элегии к трагедии», а крупнейший исследователь творчества Брамса Екатерина Царёва отмечала относительно заключительной части: «Здесь переплетаются отчаяние и надежда, борьба и смиренная покорность…»

Исполнение Четвертой симфонии приурочено к 190-летию со дня рождения композитора, который в своей музыке органично сочетал нежную лирику, глубокое философское осмысление и зачастую страстное эмоциональное высказывание.

 

Программа:

I отделение

Р. Вагнер. Вступление и Смерть Изольды из оперы "Тристан и Изольда" (1854-59), WWV 90

Солистка — Екатерина Шиманович

Р. Штраус. 4 последних песни для сопрано с оркестром (1948), TRV296

Солистка — Екатерина Шиманович

 II отделение

И. Брамс. Симфония № 4 ми минор (1884-1885), ор. 98

1. Allegro non troppo

2. Andante moderato

3. Allegro giocoso - Poco meno presto - Tempo I

4. Allegro energico e passionato - Più Allegro

 

Симфонический оркестр Санкт-Петербурга

художественный руководитель и главный дирижер

Народный артист России Сергей Стадлер

Дирижер — Павел Петренко

 Продолжительность  1 час 40 минут с антрактом

Екатерининское собрание
наб. к. Грибоедова, 88-90
12 марта
Воскресенье
16:00