Фортуна

Моноспектакль заслуженной артистки России Наталии Кудрявцевой.

Марина Цветаева написала стихотворную пьесу «Фортуна» в 1919 году. Строкам этой пьесы уже 98 лет, но их красота не померкнет и через столетия. Актуальность «Фортуны» в наши дни объясняется непрекращающейся тягой современной России ко всему зрелищному, театральному: к громким словам и трагическим судьбам.

Пьеса посвящена личности и судьбе известного французского политического и военного деятеля Армана-Луи Бирона-Гонто, герцога Лозена (1747–1793).

Свой жизненный путь герцог начал на «коленях фаворитки короля» Людовика XV маркизы де Помпадур, а окончил его на гильотине в звании главнокомандующего республиканских армий. На фоне ряда исторических фактов биографии Лозена Цветаева дает свою трактовку героя. Ее Лозен (Лозэн) – некий объект всеобъемлющей, всепрощающей женской любви во всех ее оттенках – от увлечения до страсти; он лишь… «самой Любви младой военнопленный», «любовный герой, женщин – герой, обаяние слабости. Все женщины, от горничной до королевы, влюблены в него одинаково: чуть-чуть матерински…» Эта запись в черновой тетради «Фортуны» с достаточной ясностью определяет замысел автора.

В свою пьесу Цветаева ввела факты, почерпнутые из «Мемуаров» Лозена. Все цитаты из них даны в переводе А. С. Эфрон, сделанном по изданию: Mémoires du duc de Lauzun. Paris: A. Foryard, 1906.

Моноспектакль Наталии Кудрявцевой сопровождает прекрасная музыка Баха, Моцарта в исполнении лауреата международного конкурса Дмитрия Барбашина (фортепиано).

Вступительное слово – литературовед Евгений Марцинкевич.