Миг и вечность

Серия программ «С. Рахманинов и Серебряный век» Международного фестиваля имени А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов «Миг и вечность» посвящена музыке великого представителя отечественного музыкального искусства — композитора, пианиста, дирижера С. Рахманинова и его современников. Российский период творчества Рахманинова совпадает с одним из ярчайших периодов культуры России рубежа XIX–XX веков, вошедшего в историю как Серебряный век.

В концерте прозвучат известные и редко исполняемые сочинения, написанные Рахманиновым и композиторами его времени, которые выявляют многогранность русской музыки.

В 1-м отделении будут представлены произведения А. Лядова и П. Чайковского; во 2-м – Н. Черепнина и С. Прокофьева.

Талант Лядова (одного из самых известных учеников Н. Римского-Корсакова) проявился в создании фортепианных и оркестровых миниатюр. Композитор стремился писать музыку так, чтобы «каждый такт радовал».

Подлинным достижением Лядова стало создание симфонической картины «Волшебное озеро», над которой он с упоением работал. «Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственно в глубине», —  отмечал композитор, обычно чрезвычайно строгий в оценке своих произведений.

Музыкальный пейзаж, запечатленный оркестровыми красками, скорее всего, имеел реальный прототип. Недаром Лядов вспоминал: «Знал я одно такое — ну, простое лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и кажущейся неподвижности!»

Серенада для струнного оркестра Петра Чайковского, премьера которой состоялась в Петербурге, является одним из самых исполняемых сочинений композитора. В письме к своей покровительнице, другу и меценату Надежде фон Мекк Чайковский отмечал: «Это вещь прочувствованная и потому, смею думать, не лишённая настоящих достоинств».

Стоит отметить, что Чайковского и Рахманинова связывали добрые дружеские отношения, несмотря на внушительную разницу в возрасте. Рахманинов до конца своих дней, уже будучи всемирно известным музыкантом, с глубоким почтением относился к личности и творчеству великого русского классика.

На музыкальный стиль Н. Черепнина во многом оказало влияние творчество Римского-Корсакова (его учителя) и сочинения французских импрессионистов. В наследии композитора – оперы и балеты, оратории и хоровые опусы, симфонические и камерные вокальные и инструментальные сочинения. Однако до сих пор исполнение произведений Черепнина, который много работал за рубежом и не принял революцию, – большая редкость на петербургской концертной эстраде. Концерт для фортепиано с оркестром – не исключение. В сочинении, пронизанном драматизмом и одухотворенной патетикой, нашли отражение творческие искания композитора, влияние концертов Чайковского и Рахманинова, а также напряженные веяния времени.

Первый фортепианный концерт Прокофьева (обучавшегося в консерватории по классу инструментовки у Римского-Корсакова и по классу дирижирования – у Черепнина) вызвал бурную и неоднозначную реакцию публики, критики и композиторского сообщества. Смелый, необычный, абсолютно новаторский стиль музыкального высказывания произведения ошеломил современников, а для Прокофьева стал настоящим творческим достижением: спустя более ста лет Первый концерт звучит так же ярко и свежо и ошеломляет «крутыми виражами» партии фортепиано.

Солистом во 2-м отделении выступит известный московский пианист Михаил Турпанов. 

ПРОГРАММА:

I отделение

А. Лядов. Симфоническая картина "Волшебное озеро",  соч.62(посвящена Н.Черепнину)

П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра до мажор (1880), Op. 48

1. Pezzo in forma di sonatina

2. Walzer

3. Elegie

4. Finale (Tema russo)

 II отделение

Н. Черепнин. Концерт до-диез минор для фортепиано с оркестром , соч.30

С. Прокофьев. Концерт №1 ре-бемоль мажор для фортепиано с оркестром, соч.10

1. Allegro brioso

2. Andante Assai 

3. Allegro Scherzando 

Солист — Михаил Турпанов

 

 

Дирижёр — Илья Гайсин

Симфонический оркестр Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России Сергей Стадлер        

Художественный руководитель фестиваля — лауреат международных конкурсов Юлия Стадлер      

Продолжительность — 2 часа с антрактом

Видео
  • Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
    0:36
    Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
Екатерининское собрание
17 февраля
Суббота
19:00