В свободном переводе: 8 1\2

Второй концерт из цикла «В свободном переводе», названный «8 1\2». Программа  включает  «Времена года» Антонио Вивальди и сочинения современных композиторов – «Времена года» Сергея Ахунова  и «Медленно и неправильно» Настасьи Хрущёвой. Солисты: Настасья Хрущева (фортепиано), Илья Иофф (скрипка). 

Илья Иофф:  Любое прикосновение к музыке – интерпретация. Любая интерпретация – перевод. За подстрочник берутся многие, к свободному переводу подступают лишь самые смелые. Свободный перевод это почти соавторство – Шекспир-Маршак, Бизе-Щедрин, Шуберт-Десятников… А еще – музыка-исполнитель, история-рассказчик. И, как правило, именно в свободном переводе проявляются глубинные смыслы оригинала.

Восхитительное современное пространство Новой сцены Александринского театра, органично вписанное в консервативный исторический центр Петербурга – тоже в своем роде свободный перевод. Пярт, размышляющий о Бриттене, струнный оркестр «Дивертисмент», исполняющий Вагнера, истории, рассказанные А. Варгафтиком –  это попытка свободного, но очень бережного перевода некоего культурного контекста, в котором существует мир. 

Артем Варгафтик:  Язык музыки понятен, но непереводим.  Непереводим, но интуитивно понятен – а ещё по-своему совершенен и самодостаточен. И их много, языков музыки – причём зачастую именно перевод с одного на другой помогает открыть что-то совершенно новые музыкальные миры.  

При этом слова музыке не нужны – только тишина и время, ровно столько, сколько она просит. И ей, честно говоря, всё равно, как мы с вами этим временем распорядимся: помедитируем, понаблюдаем за процессом исполнения и действиями исполнителей (всегда же любопытно, что это они там делают)  – может быть, просто расслабимся и подумаем о чём-то своём... 

Есть правда ещё один вариант: наполнить звучащее время каким-то новым знанием – или знанием старым, знакомым, но хорошо забытым. Не о том, как музыка устроена, как её звучащее «тело» структурировано – вернее, далеко не только об этом. О той реальной жизни, из которой она родилась, или о том, что она сама значила для тех, кто её придумал и продолжает придумывать –вот где открываются удивительные возможности для свободного перевода: с языка фактов, обстоятельств и событий на язык «остановленных мгновений». Особенно когда играют маэстро Илья Иофф и «Дивертисмент» – музыканты, для которых каждое произведение в каждой представленной ими программе, событие. Причём непременно важное и уникальное. 

Именно этими новыми возможностями мы и надеемся вместе воспользоваться. 

Камерный оркестр «Дивертисмент» был создан в 1990 году благодаря энтузиазму профессора Санкт-Петербургской Консерватории Е.Комаровой и нескольких ее учеников. Единство музыкантской школы и верность петербургским камерным традициям позволили коллективу сразу заявить о себе сначала в родном городе, а впоследствии и за его пределами. 

С 1998 года коллективом руководит Заслуженный артист России скрипач Илья Иофф.

Одновременно с его приходом в Дивертисмент оркестр пополнился несколькими великолепными камерными музыкантами, хорошо известными в России. Почти «квартетная» гибкость и ансамблевая мобильность коллектива позволила значительно расширить репертуар, включив в него сложнейшие партитуры всех эпох – от барокко до ХХI века. 

Обладая огромным репертуаром, включающим в себя не только общепризнанные шедевры классической музыки от эпохи барокко до минимализма, но и программы смешанных стилей и направлений – эстрадных, джазовых – «Дивертисмент» постоянно пополняет свой репертуарный лист, открывая для себя и своих слушателей новые или малоизвестные страницы классической музыки.

Дивертисмент много и успешно сотрудничает с современными русскими композиторами. С.Слонимский, Л.Десятников, Г.Корчмар, Г.Канчели, Н.Хрущева, П.Карманов, В.Мартынов – вот далеко не полный список авторов, чья музыка звучит в концертных программах коллектива. 

Не ограничиваясь рамками русской культуры, коллектив стал известен в России как исполнитель сложнейших шедевров западноевропейской музыки различных эпох – от барокко до современных опытов с электроникой и перфомансом.

Камерный оркестр Дивертисмент – самый востребованный на сегодняшний день камерный коллектив Петербурга. Благодаря своему огромному творческому потенциалу и узнаваемому творческому стилю, концерты Дивертисмента неизменно привлекают внимание любителей классической музыки, собирая полные залы на лучших концертных площадках не только Петербурга, но и других городов нашей страны и далеко за ее пределами. 

Дивертисмент сотрудничал с такими выдающимися музыкантами, как Наталия Гутман, Григорий Соколов, Юлиан Милкис, Алексей Любимов и др. 

Дивертисмент гастролирует в России, Прибалтике, Европе, США, Японии. Записаны несколько CD (Вивальди, Хрущева, Фуджие, Чайковский, Мусоргский, Шенберг, Шуберт, Шнитке, Шостакович, А.Петров). 

Илья Иофф – скрипач, руководитель оркестра «Дивертисмент». Как солист и ансамблист выступал с такими выдающимися музыкантами, как М.Аргерих, М.Янсонс, Ю.Темирканов, С.Стадлер, А.Рудин, Н.Алексеев, В.Зива, А.Кац, В.Чернушенко и др. в России и во многих странах Европы. 

Илья Иофф обладает огромным репертуаром. Им исполняются произведения практически всех наиболее значительных авторов в истории музыки, писавших для скрипки – от И.С. Баха до Л.Бернстайна. Стал обладателем Специального Приза на Конкурсе ARD в Мюнхене (Германия) и Первой Премии на Конкурсе им. Дж. Виотти в Верчелли (Италия). 

За прошедшие сезоны концерты И.Иоффа с Дивертисментом включили в себя произведения последних трех столетий, от Вивальди и Баха до Шнитке и Карманова. Такая широта репертуара и здоровая «всеядность» ансамбля снискали заслуженный успех у российской, европейской и  японской публики. 

Илья Иофф записал множество компакт-дисков в различных амплуа. Среди записей – Концерт №1 Паганини, сонаты Моцарта, Тартини, Шуберта, Прокофьева, Франка, Шумана, Дебюсси  и Брамса, Трио Шуберта, Чайковского, камерная музыка Дворжака, Брамса, Аренского и Бородина, Concerto Grosso №1 Шнитке и др. 

Помимо исполнительской деятельности ведет класс скрипки в Санкт-Петербургской Консерватории, доцент. Заслуженный артист России, лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга в номинации «Исполнитель концертных программ» (2013), почетный член Филармонического общества Санкт-Петербурга. 

Артём Варгафтик – радио- и тележурналист, окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российскую Академию музыки имени Гнесиных по классу виолончели, а также аспирантуру при Московской консерватории (Кафедра истории исполнительства). Еще студентом он начал работать на радио в качестве корреспондента, ведущего и автора музыкальных программ. Известность Артём Варгафтик получил благодаря передачам «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале «Культура». Эти проекты были удостоены национальных телевизионных премий «ТЭФИ» в 2003 и 2004 годах соответственно. 

В настоящее время А. Варгафтик является обозревателем «Радио России. Культура» и постоянным участником множества фестивалей и концертных программ в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. 

КУПИТЬ БИЛЕТ
Новая сцена Александринского театра
3 февраля
Суббота
16.00
Билеты в кассах города и на официальном сайте Александринского театра
600 руб.